Обвиняемая по делу о военных «фейках» Анна Бажутова рассказала, что в своем стриме осудила резню в Буче, будучи под действием новых лекарств
В Останкинском районном суде допросили стримершу Анну Бажутову, которую обвиняют в распространении военных «фейков» (пункт «д» части 2 статьи 207.3 УК). Девушка сказала, что в своем стриме высказалась против резни в Буче, будучи в тяжелом эмоциональном состоянии и под действием новых лекарств.
В суде она рассказала, что в течение девяти лет страдает тяжелым психическим заболеванием — она не могла перемещаться по улице самостоятельно без панических атак и даже бросила изучение режиссуры на последнем курсе университета.
По словам Бажутовой, она начала стримить на Twitch с 2019 года «в основном компьютерные игры и фильмы», чтобы социализироваться. В конце 2021 года девушка занялась своим лечением, в конце 2022 года — начала учиться на тату-мастера. Времени на стримы «у нее не осталось», и она проводила их редко «для 10-15 своих постоянных зрителей».
В конце марта 2022 года по рекомендации врача Бажутова перешла на другие антидепрессанты. «Синдром отмены смешивается с побочными эффектами от препаратов. Неделю или две у меня ломит кости, физическая боль, гиперэмоциональное состояние, даже суицидальные попытки бывали у меня в такие моменты», — сказала Бажутова.
Она рассказала, что в период до 2 апреля 2022 года решила провести стрим. Трансляция была закрытой и доступной только зарегистрированным совершеннолетним пользователям. «Играла в ДискоЭлизиум и, как обычно, общалась с чатом, когда какой-то зритель написал новость про изнасилование женщины российским солдатом. Я зачитала это сообщение, как зачитываю все остальные, у меня была гиперэмоциональная реакция, сейчас мне за нее стыдно. Но для меня эта новость прозвучала как факт — и оскорбляла я не всех военных, а только тех, кто совершил это преступление. За свои грубые выражения я извинилась прямо на стриме», — сказала Бажутова.
Во время игры к ней от того же пользователя пришел заказ из чата сделать табличку с надписью «о 300 убиенных военными в Буче». По правилам платформы такие заказы надо выполнять, потому что за них пользователи платят баллами канала. Бажутова «не задумалась, что это может быть фейковой информацией», написала на картонке заказанную фразу, подняла табличку и зачитала ее вслух, потому что иначе из-за маленькой веб-камеры надпись было бы не видно.
Через 15-20 минут началась «атака хейтеров»: они писали «ты жирная свинья, как ты посмела такое сказать, мы знаем, где ты живешь, и тебя зарежем». Из-за этого Бажутова «истерила всю ночь» и тогда же полностью удалила стрим. От гражданского мужа она позже узнала, что хейтеры «нарезали острые моменты, что-то намонтировали» и выложили запись стрима на анонимный форум Двач. Какое-то время ей писали «всякие гадости», но позже это прекратилось.
Своей речи, в которой звучали слова «смерть русским оккупантам, свобода и слава Украине» Бажутова не помнит и допускает, что видео с ней могли смонтировать. Через неделю после стрима канал заблокировали, и она решила его не восстанавливать. Вскоре Бажутова вслед за молодым человеком поехала в Казахстан, потому что по работе ему предложили «наладить там печатное производство».
Через год у мамы Анны «пошли ухудшения по здоровью», и пара решила вернуться в Россию. В июне 2023 года Бажутовой начали звонить с неизвестных номеров, «желать смерти, называть номера родителей, наш адрес». Она узнала, что запись стрима попала в канал «Мужского легиона» — новой формы движения «Мужское государство». Через месяц «угрозы стихли» — а в августе в квартиру Бажутовой «зашли люди в масках и с автоматами, положили всех мордой в пол и зачитали обвинение».
Бажутова рассказала, что ее родители тяжело больны: у отца инвалидность, мать снова проходит терапию после рецидива онкологического заболевания. До ареста она помогала семье финансово и воспитывала младшего брата.
Бажутова сказала, что политикой она «особо не интересовалась, никакие источники не изучала», если «тема не касалась лично» ее. «Я считаю, что война и смерти — это в принципе плохо. Я за то, чтобы все было хорошо и никто никого не убивал», — ответила она на вопрос прокурора Надина об ее отношении к войне.
Бажутова не признала вину в публичном распространении «фейков» об армии: «Если я и считаю себя в чем-то виновной, так это в том, в каких агрессивных выражениях я говорила на большую аудиторию, даже не проверив информацию».
Следующее заседание состоится 3 июня. Скорее всего, в этот же день Бажутовой запросят срок.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке