Жителя Костромской области, отчислившегося из института ФСИН после участия в митинге, заочно судят из‑за репоста видео Каца о Буче
Жителя Костромской области, отчислившегося из института ФСИН после участия в митинге, заочно судят из‑за репоста видео Каца о Буче

Нейский районный суд Костромской области начал заочно рассматривать дело местного жителя Романа Лосякина. Поводом для преследования стал репост видео «Буча. Спецоперация по уничтожению местных жителей» оппозиционера Максима Каца, сообщила «Медиазоне» адвокатка Татьяна Селецкая.

Лосякина заочно обвиняют в распространении «фейков» о российской армии по мотивам политической ненависти (пункт «д» части 2 статьи 207.3 УК). Дело завели из-за поста «ВКонтакте» от 3 ноября 2022 года. Репостнув ролик Каца, Лосякин сопроводил его комментарием: «Для всех тех, кто еще не понял что несет эта война. Все мифы о благородстве российской армии давно развенчаны».

«"ВКонтакте" — единственная соцсеть с аудиторией в России, которой я пользуюсь, — сказал Лосякин "Медиазоне". — Я сознательно делал эти репосты, чтобы люди в моем списке друзей там читали хоть какую-то правду о войне».

МВД объявило Лосякина в розыск. Сам он подтвердил «Медиазоне», что уехал из России после начала мобилизации в сентябре 2022 года, сейчас живет и работает в США.

О том, что его ищут сотрудники ФСБ, Лосякину стало известно «около полугода назад». По словам мужчины, силовики приезжали в деревню Парфеньево Костромской области, где он раньше жил.

«Знакомые из села — ну там же все друг друга знают, живет около трех тысяч человек — сообщили, что меня разыскивали какие-то два молодых человека, — рассказал Лосякин. — Можно сказать, что они просто пришли в центр села и начали какие-то справки обо мне наводить у рандомных людей: "Кто такой?", "Чем занимается?", "А где он сейчас находится?", "Знаете его семью?" и все такое. <…> После этого опять все затихло. Я регулярно проверял наличие судимости — но ничего не находил».

Лосякин также сообщил «Медиазоне», что утром 29 мая получил на Госуслугах уведомление о назначении ему штрафа в пять миллионов рублей — это максимальный штраф, который предусматривает уголовная статья за распространение военных «фейков» по мотивам политической ненависти. Однако приговор по его делу еще не вынесли.

Лосякину 27 лет, он учился по целевому направлению в Вологодском институте права и экономики ФСИН. Это значит, что ФСИН оплачивала его учебу, а он после выпуска был обязан отработать в службе пять лет.

«Институт был очень военизирован: мы жили в казарме, а начальник курса был как командир роты в армии, занимался с нами "воспитательной работой", — говорит он. — В 2016 году проходили выборы в Госдуму — перед тем, как отправить на них организованной группой, нам прочитали лекцию, за кого мы должны проголосовать».

Он добавляет, что студентам также угрожали проблемами с учебой, если они будут участвовать в оппозиционных митингах: «А я уже на тот момент знал, кто такой Алексей Навальный. Я своим однокурсникам объяснял, что Россия движется не в том направлении, призывал думать своей головой. Если какие-то мероприятия были факультетские и поднимались вопросы политики — я мог встать и высказаться».

По словам Лосякина, он сходил на протестную акцию, и после этого руководство факультета начало на него давить, так как он «весь коллектив с правильного пути сбивает». Ему сообщили: «Ты либо сейчас сам отчисляешься, либо мы тебя на ближайшей сессии просто уберем».

В 2017 году руководство пообещало ему, что он не должен будет компенсировать стоимость своего обучения, если отчислится по собственному желанию. Поэтому он ушел из института после третьего курса. Однако вскоре ФСИН подала иск и потребовала с него почти 1,7 млн рублей. Суд в итоге обязал Лосякина выплатить 200 тысяч рублей.

«В 11 классе, когда я только поступал в институт, я от политики был максимально далек. Мне нравилось людям помогать, и я считал, что мой выбор поступить в институт ФСИН — достаточно хорошее решение. Но, когда я стал погружаться в эту тему, то понял, что одного человека эта система попросту раздавит, и в одиночку ты там мало что можешь сделать», — рассуждает Лосякин.