NYT опубликовала текст проекта мирного договора между Россией и Украиной, который пытались согласовать весной 2022 года
NYT опубликовала текст проекта мирного договора между Россией и Украиной, который пытались согласовать весной 2022 года

New York Times опубликовала полный текст проекта мирного соглашения, разработанного весной 2022 года делегациями Украины и России.

Документы предоставили журналистам украинские, российские и европейские источники, их подлинность подтвердили газете участники переговоров, которые проходили в первые месяцы полномасштабной войны — с февраля по апрель; трое собеседников были в делегации Украины, пишет New York Times.

Согласно черновику самого позднего договора от 15 апреля 2022 года, в котором остались несогласованные правки, Россия добивалась полного нейтралитета Украины, запрета на вступление страны в НАТО и на получение любого иностранного оружия и военной помощи. Договор не препятствовал вступлению Украины в ЕС, но только в нейтральном статусе. C проектом еще в начале весны ознакомилась Wall Street Journal, однако теперь текст опубликован полностью.

Россия настаивала, что аннексированный Крым должен остаться под ее контролем — хотя в коммюнике, подготовленном в Стамбуле 29 марта, говорилось, что статус Крыма определят в течение 10-15 лет. Вопрос о статусе Донбасса вообще не был включен в проект соглашения. Предполагалось, что Путин и Зеленский обсудят его лично.

Соглашение предусматривало уменьшение численности ВСУ до 85 тысяч солдат, 342 танков и 519 артиллерийских орудий. Дальность действия ракет Россия требовала сократить до 40 километров. Украинские переговорщики выдвигали другие условия: 250 тысяч военнослужащих, 800 танков и 1 900 артиллерийских орудий, писала WSJ.

Из апрельского проекта следовало, что Украина должна была отказаться от судебных разбирательств в Международном уголовном суде (МУС) и отменить санкции, действующие с 2014 года; также Киев должен был призвать другие страны снять ограничения с России.

Русский язык переговорщики требовали объявить государственным и использовать его наравне с украинским в судах и во всех государственных институциях; еще они добивались запрета «пропаганды агрессивного национализма». Эти пункты Украина отказалась обсуждать, так как их не было в стамбульском коммюнике.

Украина требовала от России согласия на международные «гарантии безопасности» в случае агрессии. Возможными государствами-гарантами, которые в случае нападения должны были оказать поддержку Украине, в документе назывались Великобритания, Китай, США, Франция, Турция, Германия и сама Россия.

NYT пишет, что именно этот пункт стал наиболее проблематичным, поскольку Россия стала настаивать, что помощь Украине должна быть согласована со всеми странами-гарантами. Как поясняет газета, по сути это означало, что Россия могла вторгнуться в Украину снова, а затем наложить вето на любую помощь — в итоге украинская сторона окончательно потеряла интерес к переговорам.

В Швейцарии 15 и 16 июня проходит мирная конференции с участием Украины. Россия не принимает в ней участия. Перед встречей Владимир Путин озвучил условия прекращения российского вторжения в Украину. По его мнению, для начала переговоров Украина должна вывести войска из оккупированных ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, отказаться от планов вступить в НАТО, иметь «нейтральный, внеблоковый, безъядерный статус» и пройти «денафицикацию». Санкции, добавил Путин, должны быть отменены.

Его слова прокомментировал президент Украины Владимир Зеленский: «Это ультимативные предложения, которые не отличаются от тех, что были раньше. Он не остановится. То же самое делал Гитлер. Вот почему мы не должны доверять этим предложениям».