«Мемориал»: после захвата заложников из СИЗО Ростова вывезли четверых арестантов‑мусульман; правозащитники считают, что их могут пытать
Центр защиты прав человека «Мемориал» сообщил, что после попытки побега из СИЗО-1 в Ростове-на-Дону, во время которой заключенные взяли в заложники сотрудников ФСИН, из изолятора вывезли как минимум четверых арестантов-мусульман. Правозащитники опасаются, что их могут пытать, чтобы заставить признаться, что они были соучастниками захватчиков. Трое из них чеченцы, один — дагестанец, их перевезли в СИЗО-2 Таганрога и не допускают к ним адвокатов.
Среди них находится Магомед Алханов, обвиняемый по делу о нападении на псковских десантников в феврале 2000 года — ему тогда было 17 лет. «Мемориал» считает, что дело против него было сфабриковано.
Правозащитники пишут, что в ростовском СИЗО Алханов содержался в одной камере с участниками побега. На следующий день после захвата заложников мужчина рассказал адвокату, что не знал о планах сокамерников и сообщил об этом допросившим его следователю и «еще троим сотрудникам, предположительно, ФСБ».
«Однако те потребовали от него признаться, что он знал о запланированном побеге. Алханов отказался, и те заявили ему, что они "еще встретятся"», — пишет «Мемориал».
По информации правозащитников, после освобождения заложников Алханова и «многих других арестантов, исповедующих ислам», избили спецназовцы, но их родственники не стали сообщать об этом, опасаясь, что это сделает только хуже.
В конце июня родные Алханова узнали, что его перевели в одиночную камеру. Адвокату дважды отказывали во встрече с подзащитным «под издевательскими предлогами»: в первых раз сотрудники сказали ему, что заключенные бросаются бутылками из окон и нет возможности вывести Алханова, а во второй — что сломался дверной замок камеры. Наконец, 1 июля защитник добился встречи — Алханов подтвердил, что находится в одиночной камере, сказал, что его ограничили в прогулках, не выдали средства гигиены и личные вещи.
Через три дня на свидание с заключенным приехала его супруга, но ей сказали, что мужчину перевели в другой изолятор. Выяснив, что Алханов находится в СИЗО-2 Таганрога (сотрудники отказались сообщить, куда именно его перевели), адвокат приезжал туда 8, 9 и 10 июля, но каждый раз ему говорили, что заключенный сам отказывается встречаться с ним. С такой же проблемой столкнулись защитники других троих арестантов, переведенных в Таганрог вместе с Алхановым, — сотрудники изолятора выносят «письменные отказы от услуг адвокатов, якобы составленные самими арестованными».
Шестеро заключенных ростовского СИЗО-1 утром 16 июня захватили в заложники двоих сотрудников изолятора. С собой у них были ножи, заточки, флаг «Исламского государства» и банданы с арабской вязью. Мужчины требовали машину, оружие и возможность уехать из изолятора. Спустя несколько часов ФСИН сообщила, что нападавших убили, а заложников освободили.
Один из нападавших, Даниил Камнев, выжил. 4 июля Ленинский районный суд арестовал его. В заседании он не участвовал. По данным Donday, во время штурма СИЗО он получил ранения в голову. Когда он пришел в сознание, его перевели в больницу ФСИН и допросили. Ему вменяют захват заложников (часть 3 статьи 206 УК), побег из мест лишения свободы (часть 3 статьи 313) и дезорганизацию работы колонии (часть 3 статьи 321 УК).
Камнев находился в ростовском СИЗО по делу о причастности к радикальному исламскому движению «Ат-Такфир Валь-Хиджра». Центр «Сова» сообщал, что ранее Камнев был наци-скинхедом. В 2013 году его приговорили к 9 годам колонии по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК) из-за участия в массовой драке. В колонии он принял ислам.
11 июля тот же суд арестовал еще одного обвиняемого в побеге из СИЗО 24-летнего Малика Гандалоева. Ему вменяют статью о побеге из-под стражи с применением насилия (часть 3 статьи 313 УК). Гандалоев был единственным заключенным, которого задержали практически сразу, поэтому в захвате заложников он участия не принимал. Телеграм-канал Mash утверждал, что во время задержания он ранил заточкой сотрудников изолятора.
После захвата заложников в СИЗО-1 начальник управления ФСИН по Ростовской области Дмитрий Безруких и его первый заместитель Василий Гордеев подали в отставку. По результатам служебной проверки были уволены четыре сотрудника ФСИН, еще 16 привлекли к дисциплинарной ответственности.