Суд вернул в прокуратуру дело учительницы, пытавшейся поджечь военкомат в Воронежской области
Воронежский областной суд 18 июня утвердил решение о возвращении в прокуратуру дела против учительницы истории Ольги Подуновой о попытке поджечь военкомат (часть 3 статьи 30, часть 2 статьи 167 УК) в городе Россошь. На постановление обратила внимание «Медиазона».
Baza писала, что вечером 31 июля 2023 года 24-летняя Подунова под влиянием телефонных мошенников пришла к военкомату и кинула в него коктейль Молотова. Согласно подсчетам «Медиазоны», с 30 июля по 2 августа по всей России произошло 27 подобных поджогов.
В конце ноября 2023 дело против Подуновой о поджоге поступило в Россошанский районный суд. В декабре уголовное дело прекратили в связи с примирением сторон. Однако прокуратура обжаловала это решение, и апелляционная инстанция в марте 2024 года отправила дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Прокурор тогда подчеркивал, что районный суд не учел «политическую обстановку» и «не принял во внимание особенности объекта преступного посягательства», то есть военкомата. Суд согласился с этим, указав, что действия учительницы могли навредить «обороноспособности государства».
В марте 2024 года дело против Подуновой снова поступило в Россошанский районный суд. Спустя месяц судья вернул уголовное дело в прокуратуру, так как обвинительное заключение было составлено с нарушениями. Апелляционная инстанция оставила это решение в силе.
Воронежский областной суд пришел к выводу, что «обвинение не конкретизировано, противоречиво, фактические обстоятельства инкриминируемого [Подуновой] преступления, как они изложены в обвинительном заключении, не подтверждаются имеющимися в материалах уголовного дела доказательствами».
Так, следствие назвало отягчающим обстоятельством совершение поджога группой лиц, в такой трактовке незнакомец, курировавший учительницу по телефону, считается вторым исполнителем. В то же время его действия «представлены не как соисполнителя преступления, а как его организатора».
Кроме того, по версии следствия, учительница осознавала, что идет на преступление, хотя, согласно заключению экспертов, она «была ограничена в способности к смысловой, критической оценке происходящего, волевому контролю своих противоправных поступков, прогнозированию последствий собственных действий».
Сама Подунова признала вину только частично; в обвинительном заключении утверждается, что полностью. Она не отрицает, что бросила коктейль Молотова в военкомат, однако настаивает — «уничтожать данное здание она не хотела, умысла на это не имела, полагала, что своими действиями она содействует сотрудникам ФСБ в поимке преступников, укрывшихся в указанном здании, доверяя лицу, руководившему ее действиями по мобильному телефону».