Ходорковский: центр «Досье» еще в июле «не смог верифицировать» данные о том, что Невзлин заказал нападение на Волкова
Новость
15 сентября 2024, 17:42

Ходорковский: центр «Досье» еще в июле «не смог верифицировать» данные о том, что Невзлин заказал нападение на Волкова

Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский опубликовал второе заявление о расследовании ФБК, в котором говорится о причастности его партнера Леонида Невзлина к покушению на Леонида Волкова, нападениям на Ивана Жданова и жену экономиста Максима Миронова Александру Петрачкову.

С момента публикации расследования соратники Навального публично задавали Ходорковскому вопрос, известно ли ему было заранее о готовившихся нападениях. Сегодня он ответил, что основанный им расследовательский центр «Досье» получил сообщение «о наличии информации о преступлении» еще 29 июня 2024 года и до 9 июля «выяснял суть вопроса».

«В ходе переписки Центр "Досье" не смог получить свидетельства, которые соответствовали бы минимальным представлениям о достоверности. Данные невозможно было верифицировать, а в совокупности с манерой подачи это создавало впечатление провокации», — добавил Ходорковский.

«Действуя строго в рамках европейских правовых подходов, мы предложили написавшему нам человеку, который, по его мнению, обладал такими доказательствами, сообщить о преступлении в полицию. Одновременно мы предложили Леониду Невзлину, если он обладает доказательствами, тоже обратиться в правоохранительные органы, что, насколько нам известно, он и сделал 5 августа 2024 года», — сказал предприниматель.

Ходорковский утверждает, что центр «Досье» 2 июля проинформировал правоохранительные органы о «получении сомнительной информации о преступлении, возможно являющейся провокацией или шантажом».

«Моя позиция по обвинениям ФБК в адрес Леонида Невзлина: они должны стать предметом официального полицейского расследования, а если потребуется, и судебного разбирательства. Мы находимся в демократических государствах с независимой судебной системой, а значит презюмируем, что решение будет справедливым и правовым», — написал Ходорковский.

По его мнению, ФБК «ведет кампанию по его целенаправленной дискредитации» и «последовательно создает ложное впечатление, что располагает фактами о получении им достоверной информации о преступлении и ее сокрытии от правоохранительных органов».

В своем первом заявлении 12 сентября, в день выхода расследования, Ходорковский назвал нападения на Волкова, Петрачкову и Жданова «отвратительными преступлениями», которые должны быть «досконально расследованы, а виновные в них наказаны» и добавил, что ему ничего не было о них известно «за пределами того, что публиковалось в открытых источниках».

В своем расследовании сотрудники ФБК рассказали, что Невзлин заказал покушение на Волкова, в результате которого его должны были «забить молотками более сильно до инвалидного кресла», а также похитить и вывезти в Россию. Источником расследователей был Андрей Матус, которого оппозиционеры называют «решалой», связанным с ФСБ.

По словам самого мужчины, последние годы он работал на Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина, выполняя различные неформальные поручения, например, снабжал материалами расследовательский центр «Досье». Собеседник предоставил команде Навального видео, снятые от первого лица участниками нападений на Жданова в Женеве и жену Миронова в Аргентине и переписки, в которых записанный как Невзлин человек обсуждает с «подрядчиком» нападение на Леонида Волкова.

Сам Невзлин 14 сентября сообщил, что 5 августа обратился в литовскую полицию. Он утверждал, что живущий в Риге юрист Анатолий Блинов «пытался создать впечатление», что он устроил нападение на Волкова, в котором был заинтересован бывший топ-менеджер ЮКОСа.