Художника Василия Слонова приговорили к году исправительных работ из‑за куклы‑неваляшки с тюремными татуировками
Советский районный суд Красноярска приговорил к году исправительных работ художника Васия Слонова с удержанием 15% от зарплаты в доход государства, сообщил корреспондент ТВК из зала суда.
Художника признали виновным по делу о «демонстрации символики экстремистской организации» из-за его произведения — куклы-неваляшки с арестантскими татуировками (часть 1 статьи 282.4 УК). Домашний арест Слонову заменили на подписку о невыезде до вступления приговора в силу.
«Я потрясен дважды решением по уничтожению культурных ценностей нашей родины. Две неваляшки, которые сейчас находятся в неволе, нужно вызволять, нужно выручать каким-то образом. Кроме того, что они с 7 февраля находятся в заточении, они приговорены к уничтожению. Я считаю, что их место в Эрмитаже или Русском музее, а нисколько не быть уничтоженными», — сказал художник журналистам после заседания. Он собирается обжаловать приговор.
В октябре 2023 года Василия Слонова штрафовали по протоколу о демонстрации экстремистской символики из-за инсталляции в красноярской гостиницы Novotel (статья 20.3 КоАП). В постановлении говорилось, что там стояла клетка, внутрь которой художник поместил неваляшку с «восьмиконечными звездами с сине-белыми лучами, являющимися символикой движения "Арестантское уголовное единство"». Слонов писал, что арт-объект был частью выставки-продажи сувениров GULAG-TOYS. Суд постановил уничтожить игрушку.
Кроме восьмиконечных звезд, на неваляшке синими чернилами нарисованы Богородица, православная церковь, забор из колючей проволоки, вышка лагерной охраны, а также надписи «Любовь в очах» и «Спаси меня, грешнаго, от порядка здешнего».
В феврале 2024 года домой и в мастерскую к Слонову пришли с обысками уже по уголовному делу. Поводом для этого стал пост во «ВКонтакте» с фотографией неваляшки.
Вначале художника отпустили без меры пресечения, но вскоре задержали снова — в аэропорту с билетами до Казахстана. Художник в суде рассказал, что собирался в Алматы на выставку и планировал вернуться через неделю. Судья в ответ зачитала материалы дела, согласно которым он купил билет только в один конец. В результате ему назначили домашний арест.