«Это не репрессии, это минимальные санитарные меры» — глава СПЧ о политических преследованиях в России
В день памяти жертв политических репрессий глава Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Валерий Фадеев назвал «санитарными мерами» современные репрессии в России.
«Ну, какие репрессии. Не дай бог нам всем на своей шкуре испытать, что такое политические репрессии. Репрессии в 37-38 году были, когда 740 тысяч человек было расстреляно, из них большая часть невинных людей. Мы до сих пор не знаем, сколько было расстреляно священников в 20-30-е годы», — сказал Фадеев корреспонденту «Интерфакса» после возложения цветов у мемориала жертвам политических репрессий в Москве.
«То, что мы видим сейчас — да, у нас непростая, жесткая ситуация, мы войну с Западом ведем. И какие-то минимальные ограничения к тем, кто фактически выступает на стороне врага, это не репрессии, это минимальные санитарные меры», — сказал Фадеев.
В его повестке Совета Фадеев сейчас «не видит» темы амнистии для осужденных по отдельным уголовным статьям. При этом СПЧ, по мнению его руководителя, «продолжает работу по увековечиванию памяти жертв политических репрессий».
База «ОВД-Инфо» насчитывает 2 909 политически мотивированных уголовных дел. Правозащитному проекту известны имена 1 391 человек, которые находятся в заключении за свои взгляды прямо сейчас. Правозащитный Центр «Мемориал» считает, что на сегодняшний день в России минимум 776 политических заключенных.
В июне 2024 года правительство изменило Концепцию по увековечению памяти жертв политических репрессий, действовавшую с 2015 года. Из документа пропала характеристика репрессий в СССР как «массовых», зато появилось утверждение, будто амнистия 1955 года привела к «реабилитации и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях».
9 сентября в открытом доступе появился проект приказа генпрокурора Игоря Краснова, который в соответствии с обновленной концепцией поручил «на постоянной основе организовать работу по выявлению и отмене» решений о «реабилитации и оправдании лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности».