Журналист Wall Street Journal Эван Гершкович выпустил первую статью после обмена — о департаменте ФСБ, ответственном за аресты граждан США
Журналист Wall Street Journal Эван Гершкович, обменянный в августе вместе с 15 политзаключенными на офицера ФСБ Вадима Красикова и других российских шпионов, опубликовал первую статью после возвращения в США. Внимание на это обратило «Агентство».
Расследование Гершковича посвящено работе Департамента контрразведывательных операций ФСБ (ДКРО), который вел кампанию по аресту граждан США, включая самого журналиста, бывшего морпеха Пола Уилана и баскетболистку Бритни Грайнер. Именно этому департаменту, пишет Гершкович, поручили добиться освобождения Вадима Красикова, осужденного в Германии на пожизненный срок за убийство чеченского полевого командира.
«Мужчина с седеющей бородкой в куртке песочного цвета и коричневых ботинках провел последние несколько часов, организуя финальные приготовления к самому крупному обмену заключенными между Востоком и Западом со времен Холодной войны. Когда пилоты запускали двигатели, чтобы вылететь в аэропорт столицы Турции, он вышел взглянуть на 16 заключенных <…> — это были американцы, россияне и немцы, только что освобожденные из тюрем и исправительных колоний. Окинув взглядом пассажиров, он задержал взгляд на одном из заключенных — на мне. Ничего не говоря, он в течение почти минуты молча смотрел на меня, а затем развернулся и ушел в отгороженную занавеской часть президентского самолета», — вспоминает Гершкович.
Журналисты Wall Street Journal идентифицировали человека за занавеской как генерал-лейтенанта Дмитрия Минаева, который руководит ДКРО и лично выбирает американцев для ареста и россиян для обмена. Он попал на опубликованное ФСБ видео обмена. Подчиняется Минаев руководителю первой службы ФСБ Владиславу Меньщикову, который играет с Владимиром Путиным в хоккей, добавляет Гершкович.
По его словам, во время подготовки расследования двух журналистов Wall Street Journal «откровенно преследовали на улицах Вены и Вашингтона, используя методы слежки, направленные на запугивание». Один из журналистов получил через посредника сообщение, что ФСБ хочет пригласить его в Москву на разговор.
По словам украинских чиновников, Дмитрий Минаев отдал приказ о подрыве двух автомобилей в Киеве в 2017 году, в результате этих взрывов погибли сотрудники ГУР и СБУ. Как рассказали WSJ восточноевропейские чиновники, в странах бывшего СССР департамент организовывал похищения людей, в том числе сотрудника полиции безопасности Эстонии Эстона Кохвера в 2014 году.
Американские чиновники считают ДКРО причастным к «ряду странных инцидентов» — смерти собаки американского дипломата, слежке за маленькими детьми посла и проколам шин на автомобилях посольства. В 2020 году сотрудники ФСБ сообщили ученику школы при посольстве США в Москве, что его мать задержана и ее освободят, только если ребенок расскажет о семьях других детей дипломатов.
В ДКРО работает около двух тысяч сотрудников, пишет Гершкович. После начала полномасштабной войны в Украине они получили задачу удовлетворить «аппетит Путина к шпионам и предателям — реальным или воображаемым» и «погрузили Россию в самый масштабный виток репрессий со времен Сталина», добавляет журналист.
Собеседники Гершковича рассказали, что ДКРО в том числе организовал «чистки в Минобороны», в рамках которых высокопоставленных сотрудников ведомства задержали по обвинению в коррупции.
В июле суд в Екатеринбурге приговорил Гершковича к 16 годам колонии строгого режима по делу о шпионаже (статья 276 УК). В марте 2023 года Гершкович приехал с командировкой на Урал, чтобы написать репортаж об отношении жителей региона к вторжению российских войск в Украину и нападках основателя «ЧВК Вагнера» Евгения Пригожина на директора музея истории Екатеринбурга.
Гершковича задержали в Екатеринбурге после того, как он посетил Нижний Тагил, где находится Уралвагонзавод. Позднее его этапировали в СИЗО «Лефортово» в Москве. По версии следствия, журналист «по заданию ЦРУ» собирал данные о деятельности оборонного предприятия. Bloomberg сообщал, что Владимир Путин лично одобрил арест Гершковича по инициативе российских силовиков.
«Именно в "Лефортово" я понял всю мощь этой теневой структуры, которая лишила меня свободы. В одном из кабинетов Первого следственного управления, под портретами Путина и Феликса Дзержинского, главный следователь по моему делу объяснил, что меня арестовали и обвинили как агента ЦРУ, потому что так сказало ДКРО», — написал Эван Гершкович.