Исследователи установили личность автора доносов на оппозиционеров Анны Коробковой; под этим псевдонимом писал судимый уральский историк Иван Абатуров
Уральский историк Иван Абатуров мог скрываться под псевдонимом Анна Коробкова, от лица которой написаны более двух тысяч доносов на оппозиционных деятелей в России. Об этом сообщила Русская служба «Би-би-си».
Журналисты ссылаются на выводы лингвиста Даниила Скоринкина и социального антрополога Александры Архиповой, на которую Коробкова написала несколько доносов руководству Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
После этого Архипова в течение двух лет собирала доносы и письма Коробковой. В начале декабря 2024 года она обратила внимание, что в «Википедии» статья о доносчице проиллюстрирована сканами ответов из Генпрокуратуры, которые никогда не публиковались в открытых источниках и могли быть только у самой Коробковой. Тогда антрополог предположила, что автор статьи и ее героиня — одно лицо. При помощи Скоринкина она сравнили статью и доносы методом стилометрии, и анализ подтвердил, что эти тексты писал один человек.
Согласно истории правок, статью о Коробковой в «Википедии» создал и редактрировал пользователь «Аркадий2023». Изучив загруженные им фото, Архипова, Скоринкин и третий участник исследования, пожелавший сохранить анонимность, выяснили, что за этим ником скрывается Иван Абатуров из Екатеринбугра.
«Они пришли к выводу, что доносы Коробковой и Абатурова одинаковы по структуре и содержат одинаковые тематические блоки, порядок которых иногда меняется. Доносы других авторов, которые анализировали Архипова и Скоринкин, были структурированы иначе, говорят исследователи», — говорится в расследовании «Би-би-си».
В частности, исследователи обратили внимание на то, что и Абатуров, и Коробкова часто используют один и тот же оборот: «Я (категорически) против любой/любого/любых [X]».
Кроме того, Абатуров и Коробкова допускают одинаковые грамматические ошибки: при использовании слова «мол» для передачи косвенной речи перед ним часто стоит тире, но нет запятых, которые должны быть по правилам.
«Коробкова регулярно использует сложные союзы ("причем", "при этом", "то есть") в начале предложения, а не после запятой внутри предложения. У Абатурова исследователи нашли сотни примеров такого же употребления этих слов. Оба регулярно используют оборот "это лицо" или "данное лицо", а также используют по нескольку раз слово "который" в одном предложении с разными объектами ("который произнес слово, которое дискредитирует специальную военную операцию")», — отмечает «Би-би-си».
Исследователи также обратили внимание, что у Коробковой и Абатурова совпадает IP-адрес. Он входит в диапазон, закрепленный за екатеринбургским интернет-провайдером «Инсис».
Абатуров на вопрос «Би-би-си» о своей связи с Анной Коробковой сказал, что журналисты «ошиблись», после чего перестал отвечать. С журналистами уральского издания It's My City Абатуров отказался говорить, сославшись на то, что суд отозвал у редакции лицензию СМИ, а сайт издания заблокирован.
В разговоре с «Вечерними ведомостями» Абатуров сказал, что прокомментирует расследование «Би-би-си» позже — «нужно, чтобы пена улеглась».
«Коротко я на этот вопрос уже ответил: "Вы ошиблись". Я не вижу никакого смысла публиковать длинный ответ», — добавил он.
После публикации расследования его профиль в «Википедии» был бессрочно заблокирован. «То, что меня выперли публично из Википедии, это даже хорошо», — сказал «Вечерним ведомостям» Абатуров.
Иван Абатуров — выпускник исторического факультета Уральского федерального университета (УрФУ). Его научным руководителем был глава уральского отделения «Мемориала» Алексей Мосин. По словам Мосина, отношение преподавателей к Абатурову было «от настороженного до неприязненного».
«У нас была преподавательница, которой он угрожал, потому что она, по его мнению, занижала ему оценки. [Его бабушка приходила] выяснять отношения, почему ему вместо пятерки ставят четверку», — сказал историк в разговоре с «Би-би-си».
В 2013 году против Абатурова возбудили уголовное дело о побоях за драку со студентом Екатеринбургского монтажного колледжа (ЕМК), где он тогда преподавал. Историку назначили штраф в 5 тысяч рублей. Абатуров освещал процесс на «Викиновостях» от лица корреспондента сайта, не указывая, что сам был подсудимым.
«Би-би-си» предполагает, что Абатуров стал писать обращения в органы власти со второй половины 2010-х годов. Тогда же он начал ходить на мероприятия в поддержку политзаключенных, представляясь журналистом «Викиновостей».
Серийные доносы от лица Анны Коробковой стали появляться с начала 2022 года. Коробкова жаловалась на независимые СМИ, многие из которых позже объявили «нежелательными организациями», а также на людей, которые как-либо сотрудничали с этими изданиями.
«За первый год специальной военной операции мной было направлено в электронном виде 764 доноса — в органы власти, разные организации (как государственные, так и частные)», — цитировала Коробкову Александра Архипова в апреле 2023-го.
С февраля по сентябрь 2023 года Коробкова написала 1 357 доносов, в том числе, в прокуратуру, военную прокуратуру, ФСБ, ФСИН, Минюст и другие ведомства, пишет «Би-би-си».
Весной 2023 года, еще до деанонимизации Абатурова, «Медиазона» по переписке интервьюрировала Коробкову для материала о доносчиках в современной России. Она согласилась ответить только на условиях анонимности и упоминалась в тексте под псевдонимом Ксения Кротова.
«Я живу в городе-миллионнике, работаю на непостоянной основе, то есть у меня неполная рабочая неделя, — рассказывал о себе Абатуров-Коробкова-Кротова. — Так как у меня собственная квартира и есть сбережения, то у меня остается свободное время на доносы. По сути я мелкий рантье — человек, живущий на сбережения и на проценты с них. Ранее несколько лет работала в сфере образования (преподавала в вузе и в колледже). Мне под 40 лет, образование высшее».
Обновлено в 18:37. Добавлен комментарий Абатурова «Вечерним ведомостям».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке