«Би‑би‑си»: более сотни чиновников и силовиков отправились на войну, чтобы избежать наказания за преступления
Новость
25 февраля 2025, 13:02

«Би‑би‑си»: более сотни чиновников и силовиков отправились на войну, чтобы избежать наказания за преступления

Русская служба «Би-би-си» по открытым источникам насчитала более 100 региональных и муниципальных госслужащих, депутатов и силовиков, которые уехали воевать в Украину из СИЗО и колоний, чтобы избежать преследования за коррупцию и насильственные преступления.

«Би-би-си» отмечает, что среди тех, кто уехал на фронт, нет ни одного высокопоставленного чиновника федерального уровня. Журналисты нашли упоминания о 22 ушедших на войну мэрах и главах муниципалитетов, семи вице-губернаторах и региональных министрах, 25 силовиках и десяти депутатах городских и региональных дум. Остальные — это прочие госслужащие и один судья.

Большинство тех силовиков и чиновников, 76 человек, которые с 2022 года уехали на войну или попросили отправить их на фронт, находились в СИЗО и колониях по коррупционным статьям — за взятки, хищения из бюджета и злоупотребление полномочиями.

Единственный ушедший на фронт осужденный экс-сотрудник ФСБ, о котором известно публично — Роман Упорников, который работал в ростовском управлении ведомства. Он завербовался на войну после того, как получил cемь лет и шесть месяцев колонии за вымогательство, клевету и незаконный оборот наркотиков. В октябре 2024 года он погиб.

Из открытых данных известно, что как минимум 17 чиновников и силовиков погибли или пропали без вести, пишет «Би-би-си». Например, летом появились сообщения о гибели на войне экс-начальника уголовного розыска Кызыла Орлана Сарыг-Донгака и полицейского Алима Кендена — в 2023 году им назначили 18 и 14 лет заключения соответственно по делу о сожжении задержанного заживо. После убийства Сарыг-Донгак продолжал работать в полиции — его признали «самым вежливым руководителем» в региональном управлении МВД.

Еще 23 человека из инфографики «Би-би-си» вернулись с войны и были освобождены от наказания. При этом участие во вторжении не всегда спасает чиновников от уголовного преследования.

Так, мэр Сочи Алексей Копайгородский, который уволился в 2024 году по собственному желанию, уехал на войну добровольцем. Вслед за ним поехала его жена. Осенью их задержали в оккупированном Луганске. Суд в Москве отправил Копайгородского в СИЗО по делу о растрате, позже ему добавили обвинения во взяточничестве. Его жене назначили домашний арест по делу о присвоении земельных участков. Супруги пытаются оспорить увольнение из армии.

В апреле в оккупированном Донецке задержали экс-замначальника колонии ИК-37 Андрея Шварева, который добровольно вступил отряд «Каскад» в самопровозглашенной ДНР. Его этапировали в Пермь и приговорили у 12 годам заключения за взятки от родственников заключенных. Он просился обратно на фронт, однако, по информации «Коммерсанта», Минобороны отказалось заключать с ним контракт.

Адвокат, который говорил с «Би-би-си» анонимно, уверен, что в самой схеме вербовки заключенных тоже есть коррупция. «На федеральном уровне за этим надзирает ФСБ и не позволяет отправлять на СВО всех, кто хочет. А на низовом уровне контроль ослаблен или его вообще нет, и процесс вербовки идет активнее», — сказал собеседник издания.

Защитник Копайгородского Иван Миронов сказал, что на фронт не отправляют фигурантов дел, «где есть определенные интересанты, где речь идет о сведении счетов или о политическом преследовании». «Если ты что-то украл, кого-то там убил, съел, изнасиловал — да ради бога, подписал контракт, отправляешься [воевать]. Но если ФСБ осуществляет оперативное сопровождение дела, то вероятность уйти до приговора сводится к нулю. Это массовое явление», — пояснил защитник.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке