65‑летнему оппозиционеру из Нижнего Тагила, которого судят по делу о террористической организации, вменили подготовку нападений на руководство «Уралвагонзавода»
Новость
26 мая 2025, 16:56

65‑летнему оппозиционеру из Нижнего Тагила, которого судят по делу о террористической организации, вменили подготовку нападений на руководство «Уралвагонзавода»

65-летнего оппозиционера из Нижнего Тагила Андрея Фогеля, которого судят по делу о попытке создания террористической организации, обвиняют в подготовке поджога машины директора по персоналу «Уралвагонзавода» Ирины Артамоновой. Об этом сообщил корреспондент «Медиазоны» с заседания в Центральном окружном военном суде в Екатеринбурге.

В ходе оглашения доказательств прокурор зачитал ряд стенограмм аудиозаписей и рапортов негласного наблюдения за Фогелем и еще двумя мужчинами. Это свидетели по делу с фамилиями Сергиеня и Верезубов. Вероятно, они и вели аудиозаписи разговоров с пенсионером, однако прокурор не уточнил, с каких пор они начали сотрудничать с силовиками.

Согласно стенограммам, Фогель с Сергиеней и Верезубовым обсуждали поджог автомобиля замдиректора «Уралвагонзавода» по персоналу Ирины Артамоновой в качестве «акции устрашения» перед приездом в Екатеринбург Владимира Путина. Как считает обвинение, они собирались запугать и других топ-менеджеров предприятия, среди которых прокурор упомянул главу службы безопасности «Уралвагонзавода» Алексей Закатов — кому-то предполагалось «петарду в карман кинуть», кого-то «чем-то твердым поломать». Также группа обсуждала возможность нападения на начальника УМВД по Нижнему Тагилу Ибрагима Абдулкадырова.

Инициатива, утверждают оперативники в документах, исходила от Фогеля, но сам подсудимый, по всей видимости, считает зачинщиками Сергиеня и Верезубова — в суде он упоминал, что не воспринимал их слова всерьез.

Согласно обвинению, Фогель купил бензин для поджога и участвовал в «тренировке» с коктейлем Молотова. Сам оппозиционер говорит, что купил горючее по просьбе Верезубова, который и дал ему деньги, а о «тренировке» его не предупреждали: просто посадили в машину и увезли за город показать, как это происходит. «Я не понял смысла этого мероприятия. Я спросил тогда: "Андрей, тебе зачем это все?" Эти фразы должны были быть [в аудиозаписи]», — сказал Фогель на заседании.

Согласно материалам делам, 31 января 2024 года, за 10 минут до задержания пенсионера, Сергиеня и Верезубов принесли к нему в квартиру емкости с бензином, солгав, что подожгли машину Артамоновой и предоставив в качестве отчета видео из интернета.

В деле есть рапорт «оперативного эксперимента», где неназванный оперативник нашел видео горящей машины в интернете, чтобы продемонстрировать это Фогелю как выполненное задание.

Фото: личная страница во «ВКонтакте»

Кроме того, в суде прокурор зачитал рапорты силовиков, согласно которым, с сентября 2023 года мужчина пытался привлечь двух сотрудников Росгвардии к «партизанской войне», чтобы создавать «боевые группы для ликвидации руководства страны и губернатора [Свердловской области Евгения] Куйвашева».

Защита считает Фогеля невиновным. Его адвокат Сергей Сальников в суде отмечал, что в 2021-2023 годах Андрей Фогель занимался легальной политической деятельностью. «Да, оппозиционной, но легальной», — уточнил защитник.

На уточняющий вопрос «Медиазоны», стоит ли понимать эти рапорты наблюдения и аудиозаписи бесед Фогеля с двумя свидетелями как провокацию, адвокат ответил: «Вот именно это слово, да». Другие обстоятельства дела он объяснять отказался.

Андрей Фогель родился в украинском городе Харькове. Свердловский обком КПРФ в 2022 году называл Фогеля лидером движения «За новый социализм» в Нижнем Тагиле, которое вошло в «антиединороссовскую» коалицию на выборах в Гордуму.

Как говорится в материалах уголовного дела, Фогеля сильно расстраивало, что эта коалиция не принесла должных результатов. Он оценивал поражение коалиции как «махровое нежелание [общества] участвовать в общественной жизни населения».

ФСБ задержала Андрея Фогеля 31 января 2024 года, Верх-Исетский суд Екатеринбурга отправил его в СИЗО. Он находился под стражей до конца ноября того же года. Затем его по решению суда перевели на лечение в психиатрическую больницу из-за выявленного у него психического заболевания.