Во время обмена пленными Россия передала Украине граждан, которых и так должны были депортировать
В рамках обмена пленными «1000 на 1000» в Украину отправили бывших заключенных, которые были осуждены в России, отбыли наказание и ждали депортации. «Медиазона» поговорила с двумя из них.
48-летний Сергей Распутный отбыл 13-летний срок по делу об убийстве. Выйдя из колонии в октябре 2024 года, он четыре месяца провел в тамбовском спецприемнике, еще четыре — в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ).
Там, по словам Сергея, его и других украинцев постоянно вербовали на войну, преподнося это как единственный способ выбраться из заключения. «Вы отсюда никуда не уедете. У вас два пути — либо на войну, либо будете сидеть до бесконечности», — пересказывал он.
Все это время он сам, другие украинцы и их родственники добивались включения в список на обмен и подавали обращения в разные инстанции, однако ответов не было.
21 мая им сказали собираться на этап, на автобусах отвезли в московский ЦВСИГ в Сахарово, а оттуда — в Беларусь. 23 мая они уже были в Украине. «Фантастическим образом заказывают нас на этап. Мы даже не знавши, не гадавши, как получилось. Мы как-то попали в списки каким-то образом. Мы даже не знали, не предполагали», — говорит Сергей.
Сергей добавляет, что депортированных возвращали в Украину во время предыдущих обменов, при этом они не входили в обменный фонд и не включались в число обменянных. Однако в этот раз бывших заключенных почему-то включили в число обменянных гражданских. По его словам, в его автобусе было чуть больше 40 человек, «из них пару человек выдворение, остальные депортированные».
Сейчас Сергей находится в больнице в Киеве: «Сейчас реабилитация, реинтеграция какая-то, восстановление документов, потому что у многих документов нет, у некоторых просрочены. Сдаем анализы, проходим какие-то медкомиссии».
Максим Мельников тоже провел в Тамбове около восьми месяцев. Перед этим он отсидел семь лет в колонии по делу о хранении наркотиков. Для него обмен тоже был неожиданностью: «За день пришли, сказали, завтра уезжаете. Неизвестно, может быть, на Грузию, может быть, домой. Никто ничего не знает. Нам сказали, чтобы мы были собраны». Максим говорит, что они «с божьей помощью чудом попали» в этот обмен.
Он добавляет, что не всех украинцев, с которыми он и Сергей содержались в Тамбове, обменяли. По какой принципу их включали в списки, неясно.
Собеседники «Медиазоны» говорят, что во время процесса обмена они не видели украинских заключенных, вывезенных российскими войсками с оккупированных территорий. Такие сообщения появлялись в СМИ. «Мы перемешались со всеми, и я ни от кого не слышал, что там вот такие ребята были», — говорит Сергей.
Во время переговоров в Стамбуле российская и украинская делегации 16 мая договорились об обмене пленными «1000 на 1000». Обмен начался всего спустя 6 дней, 23 мая, и занял три дня. В Минобороны России сообщили, что всего в Россию вернулись 880 военных и 120 гражданских.