Исследователь советских репрессий рассказал об отказе архивов в нескольких регионах выдавать дела репрессированных кому‑либо, кроме родственников
Государственный архив административных органов Свердловской области в Екатеринбурге отказался выдать нескольким исследователям дела репрессированных. Об этом сообщил автор телеграм-канала «Репрессии в Свердловске» Олег Новоселов.
Сотрудники архива сказали, что дела «теперь будут выдаваться исключительно родственникам репрессированных». Подобные случаи, по его данным, были еще в нескольких регионах, там ссылались на мартовский приказ Росархива.
Приказ относит к «служебной информации ограниченного распространения» всю «несекретную информацию, распространение которой может создать потенциальную угрозу интересам Российской Федерации».
Решение о наложении или снятии ограничений с документов должна выносить специальная комиссия под руководством замглавы Росархива. Напрямую советские репрессии и правило про родственников там не упоминаются.
Исследователь Василий Редекопп из Кемерово, изучавший историю своих репрессированных предков, публиковал переписку с Росархивом, Минюстом и администрацией президента из-за этого приказа о засекречивании архивов. Он отмечал, что подобные ограничения можно вводить только федеральными законами, а не приказом Росархива.
В одном из ответов администрации президента говорилось, что такие полномочия Росархиву дал указ Владимира Путина 2024 года.
«Наделение Росархива указанными полномочиями, — говорится в ответе, — было продиктовано <…> в частности, необходимостью защиты информации, содержащейся в документах Архивного фонда <…> от искажения исторических фактов и событий либо их ложной интерпретации, либо использования в интересах недружественных государств и территорий, пользователями архивными документами, среди которых могут быть, в том числе иностранные граждане, граждане РФ, имеющие гражданство <…> иностранного государства <…>, лица, признанные в установленном законодательством РФ порядке иностранными агентами».