Экс‑полицейский Семиэль Ведель на повтором суде по делу о военных «фейках» рассказал о давлении следователя и ночном допросе
В Перовском районном суде Москвы допросили бывшего полицейского Семиэля Веделя, передает корреспондент «Медиазоны» из зала заседания.
На допросе в суде Ведель рассказал, что его задержали 16 марта 2022 года около шести часов вечера, когда он ехал на работу — «сбили на дороге», а после «с применением силы» доставили на первый допрос к следовательнице. Допрос длился примерно с девяти вечера до двух-трех ночи. Следовательница, по словам подсудимого, «разнервничалась» и решила продолжить допрос утром, поэтому его до девяти-десяти утра «катали по Москве». Ведель также сказал, что под итоговой версией показаний в материалах дела нет его подписей — а те показания, которые он подписывал, следовательница просто разорвала.
«Угрожала, что еще семью твою закроем — родителей там, детей отберем. Ударила меня», — сказал Ведель.
По его словам, следовательница прямо говорила: «Мне все равно, что ты сделал, нужна именно вторая часть, вот эта статья». Только вечером 17 марта его отправили в ИВС, а еще через сутки арестовали.
Ведель добавил, что подавал заявление о действиях следовательницы, но не знает результатов проверки.
Телефонные разговоры, в которых следствие усмотрело распространение «фейков» про армию, Ведель назвал «личными и приватными»; в этих беседах, настаивал подсудимый, он и его давние знакомые «философствовали, рассуждали, дискутировали».
«Тогда [происходящее] много кого волновало, это была поражающая вещь, тревогу вызывала», — напомнил Ведель об атмосфере первых месяцев войны.
Он отрицал, что просил кого-то из собеседников распространять свои слова публично, как настаивает обвинение, и подчеркнул, что в его беседе с Юрием Куришко больше никто не участвовал — хотя, согласно обвинению, их разговор слышала также жена Куришко.
С начальником московского управления мобилизационной подготовки и мобилизации МВД Александром Дьячковым, которому, согласно обвинению, Ведель предлагал провести совместную онлайн-конференцию с украинскими силовиками, он, по его словам, «вообще на эти темы не разговаривал — не по статусу было».
Суд рассматривает дело Веделя повторно: в апреле 2023 года его приговорили к 7 годам колонии по делу о распространении военных «фейков» в телефонных разговорах с коллегами-полицейскими. По версии следствия, он также хотел организовать созвон между российскими и украинскими силовиками, чтобы «чтобы они обменялись информацией». Однако через год Второй кассационный суд постановил вернуть дело Веделя на новое рассмотрение из-за «существенных нарушений уголовно-процессуального закона».
Как выяснилось в ходе повторого процесса, обвинение ужесточили: теперь следствие называло Веделя организатором преступления, а его собеседников — «неосведомленными соучастниками». В деле появились и новые эпизоды — например, один из телефонных разговоров с знакомым Куришко был квалифицрован как публичное распространение фейков, так как его якобы слышала жена Куришко.
Сам Ведель в суде называл обвинение абсурдным и говорил, что вину «категорически не признает».
В 2023 году «Медиазона» подробно писала о его истории: уроженец украинского города Ирпень, он вырос в соседней Буче и тяжело переживал начало войны — после 24 февраля родственники Веделя оказались «на территории боевых действий».
9 марта в телефонных разговорах с тремя знакомыми он обронил несколько неосторожных фразы типа «нехуй было Киев бомбить» и «я этим мудакам такого геноцида не прощу». Содержание этих разговоров стало известно силовикам: телефон Веделя прослушивался в связи с уголовным делом, возбужденным еще за 20 лет до вторжения в Украину — в феврале 2003 года. Тогда задержанный по подозрению в жестоком убийстве и расчленении делового партнера предприниматель Владислав Степанов, которого этапировали в Москву из Кирова в купе обычного пассажирского поезда, на подъезде к Ярославскому вокзалу отобрал оружие у своих конвоиров, расстрелял их и сбежал. Убийцу так и не нашли. Отец Веделя в начале 2000-х работал в фирме Степанова и был его соседом по московскому району Вешняки.