В суде по «тюменскому делу» зачитали показания антифашиста Кирилла Брика против других фигурантов; он заключил сделку со следствием и получил 8 лет
Антифашист Кирилл Брик, осужденный на 8 лет колонии строгого режима по «тюменскому делу» после заключения сделки со следствием, дал показания на процессе над другими фигурантами дела — Никитой Олейником, Данилом Чертыковым, Денизом Айдыном и Юрием Незнамовым. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из Центрального окружного военного суда.
Всего по делу были арестованы шестеро антифашистов из Екатеринбурга, Сургута и Тюмени: Кирилл Брик, Никита Олейник, Данил Чертыков, Дениз Айдын, Юрий Незнамов и Роман Паклин. Их обвинили в незаконном приобретении взрывчатых веществ, изготовлении взрывчатки, участии в террористическом сообществе и приготовлении к теракту. Чертыкову также добавили обвинение в хранении сильнодействующих веществ. Сами фигуранты рассказывали, что после задержания их пытали: били током, душили пакетом, избивали и грозились изнасиловать шваброй. Дело Паклина рассматривают отдельно от остальных, летом он сообщил о частичной потере зрения.
Из материалов, оглашенных 6 и 7 ноября, выяснилось, что Брик заключил досудебное соглашение 21 февраля 2023 года. Его адвокат Виктор Храмов отметил, что эту сделку Брик заключил добровольно.
Во время очных ставок с другими обвиняемыми он рассказал, что весной 2022 года встречался в гараже рядом с его домом в поселке Московский под Тюменью с другими антифашистами: Айдыном и Олейником, а также Незнамовым и Паклиным, с которыми он до этого не был знаком.
Перед этой встречей, по словам Брика, они убрали все телефоны в пакет, чтобы их сложнее было прослушать, а на самом собрании критиковали власть за то, что в России уничтожаются независимые СМИ и нет гражданских свобод. В тот момент, по утверждению Брика, Олейник и Паклин достали бумагу с текстом, которую он для удобства стал называть манифестом.
«Когда мы прочитали бумагу, то пришли к общему мнению, что нужно бороться с политическим режимом в стране, но разными способами: проводить агитацию и проводить подрывы каких-либо объектов. Но каких именно, на тот момент мы не обсуждали. Это сказано теоретически про подрывы полицейских участков. Поговорив, мы разошлись», — говорилось в протоколе очной ставки антифашиста.
В показаниях Брик также говорил, что все роли между участниками распределял Никита Олейник. Так, самого Брика и Дениза Айдына назначили ответственными за взрывчатку, поскольку они увлекались пиротехникой. Незнамов отвечал за финансы, Паклин, у которого было ружье «Сайга», — за обучение стрельбе. За медобеспечение отвечали Олейник и ветеринар Данил Чертыков.
По словам антифашиста, после встречи в гараже Олейник попросил списываться друг с другом в Signal и телеграме для конспирации, а Паклин передал участникам книгу, через которую нужно было общаться шифровками: «Номер страницы, номер строки, номер буквы в переписке в мессенджере». Также Олейник, по словам Брика, разработал методички — например, по обучению стрельбе, физподготовке, медпомощи и «инженерному делу», их распространяли между участниками на флешках.
В июне-июле 2022 года, говорил Брик, участники собрались на «служебной квартире» Чертыкова в Сургуте. Брик и Айдын привезли ингредиенты для взрывчатки, кофемолку и весы, Паклин — «Сайгу», которую учил разбирать и собирать, а Чертыков и Олейник показывали остальным на искусственной коже, как зашивать раны. Собранную в квартире взрывчатку испытали в лесу под Сургутом. После этой встречи Брик, по его словам, не виделся ни с кем из фигурантов, кроме Дениза Айдына.
Сам Брик тоже выступил в суде по видеоконференцсвязи из тюрьмы в Челябинской области. Он сказал, что диверсии обсуждались лишь на словах, никто не указывал на конкретные места. Также антифашист не подтвердил, что входил в какое-либо террористическое сообщество.
«Никакого террористического сообщества и не существует. Никто не говорил, что вы приглашены в террористическое сообщество и теперь вы террорист. Это даже звучит странно», — ответил Брик на вопрос адвоката Дениза Айдына.
В суде также огласили обвинительное заключение по делу Брика. Согласно нему, фигуранты «Тюменского дела» создали манифест «Концепция Авангарда народной воли» и планировали проводить диверсии на объектах ЖД-инфраструктуры и органов власти в Тюмени, Екатеринбурге и Сургуте. Например, в отделе полиции №12 и районном военкомате в Екатеринбурге.
В обвинительном заключении говорилось, что Брик подробно описал следствию роль каждого участника, указал места конспиративных встреч и сборки взрывных устройств, сообщил, где планировали подрывы. Его показания «способствовали выявлению дополнительных эпизодов преступной деятельности участников террористического сообщества».
Дело против антифашистов было возбуждено в 2022 году. В конце августа того года силовики задержали Брика и Айдына у ТЭЦ-2 на окраине Тюмени. Молодые люди говорили, что собирались испытать там самодельную бомбу, которую сделали «из любопытства», и что полицейские приняли их за закладчиков.
После ареста Брик говорил, что он оговорил себя после задержания, поскольку силовики избивали его и угрожали «ввести в область анального отверстия черенок или ручку от швабры». В феврале 2023 года молодой человек отказался от адвоката, а позднее заключил досудебное соглашение со следствием. Он признал вину и в мае 2024 года был осужден на восемь лет.
Другие обвиняемые тоже говорили, что дали признательные показания под пытками. Сейчас никто из них вины не признает.