«Важные истории» и OCCRP: в 2024 году КНДР могла получить до 1,7 млн баррелей нефти из России в обход санкций
С марта 2024 года Россия поставила КНДР около 1,3 млн баррелей нефти через морской порт Восточный и его терминал в Японском море с помощью 50 танкеров, говорится в совместном расследовании проекта Open Source Center, издания «Важные истории» и центра OCCRP.
Кроме того, еще как минимум 322 тысячи баррелей Россия экспортировала в КНДР по железной дороге Хасан-Раджин, следует из утечки таможенных данных.
Участниками схемы по вывозу нефти через морской порт расследователи называют «Топливно-бункерную компанию» (ТБК) и «Южную железнодорожную экспедиции» (ЮЖЭ).
В 2024 году ЮЖЭ заплатила ТБК более 240 млн рублей — все переводы денег «происходили примерно тогда же, когда нефтяные танкеры отправлялись из Восточного в КНДР».
Центр «Досье» в 2023 году связывал ТБК, владелец которой зарегистрирован на Кипре, с семьей заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина.
ЮЖЭ официально зарегистрирована на Николая Герасименко, который имеет бизнес-связь с фирмой Руслана Агаева — сына депутата Госдумы Бекхана Агаева. Семья Агаевых, в свою очередь, знакома с Рамзаном Кадыровым.
В числе выгодополучателей экспорта нефти КНДР по железной дороге расследователи называют несколько фирм: «Интростопт» с двумя компаниями-посредниками в ОАЭ, а также «Атлант экспорт». В 2024 году общая выручка каждой из компаний составила более 660 млн рублей.
Скриншот: «Медиазона». Финансовые показатели компании «Атлант Экспорт», согласно коммерческой базе «Контур Фокус»
Как отмечают журналисты, из-за санкций против КНДР, которые ввели в 2016-2017 годах, стране запретили закупать более 500 тысяч баррелей нефтепродуктов в год.
В 2023 году Россия отчиталась в ООН о поставках в КНДР чуть более 105 тысяч баррелей, в 2024-м — 15,3 тысячи. Однако в марте 2024 года, когда началась отгрузка нефти в Северную Корею, Россия наложила вето на продление работы экспертной группы при ООН, которая контролировала соблюдение санкций против КНДР. Россия была единственной страной, которая проголосовала против.