Адвокат: ФСБ после задержания получила доступ к телефону уральца, на которого составили первый протокол о поиске экстремистских материалов
Первый в России протокол о поиске экстремистских материалов в интернете (статья 13.53 КоАП), составленный на 20-летнего медбрата Сергея Глухих, основывается на скриншотах его телефона, который силовики отобрали у молодого человека при задержании, рассказал «Медиазоне» юрист Глухих Сергей Барсуков.
По словам юриста, Глухих задержали 24 сентября. Пока он ехал в автобусе, ему позвонили неизвестные и предложили встретиться у его места работы, чтобы обсудить возможность пройти альтернативную гражданскую службу.
«Когда он приехал, его посадили в машину и привезли в ФСБ, где его мурыжили два часа. Забрали телефон, оттуда все скачали и отпустили без протокола. 8 октября ФСБ выдернули его во второй раз и отвезли в полицию, где инспектор ИАЗ составил на него протокол», — рассказал Сергей Барсуков.
6 ноября стало известно, что мировой суд в Каменске-Уральском отправил протокол в полицию для устранения нарушений. It’s My City со ссылкой на Барсукова писали, что провайдер, наименование которого не уточняется, сам передал ФСБ сведения о том, что молодой человек нашел «экстремистские» материалы. Позже, 8 ноября, Барсуков сказал «Агентству», что его предположение: «Я предположил, потому что мой подзащитный телефон просматривал, а как еще данные могут быть переданы». По словам Барсукова, в самом протоколе не уточняется способ получения данных.
6 ноября в Z-телеграм-канале «Повернутые на войне» появились фотографии телефона с историей поиска об УНА-УНСО, «Азове» и РДК, которые российские власти считают террористическими организациями. Авторы канала намекали, что это телефон Глухих.
Свидетелями по делу числились сотрудники ФСБ и МВД Каменска-Уральского. Барсуков называет материалы дела очень сырыми: там есть две «картинки» и записи допроса, умысел — ни прямой, ни косвенный — не отражен.
13 ноября «Вечерние ведомости» выяснили, что полиция, составляя первый протокол на Сергея Глухих, перепутала списки запрещенных материалов и организаций. В тексте решения говорится, что, по версии полиции, украинское объединение «Азов» и «Русский Добровольческий корпус» «включены в федеральный список экстремистских материалов» Минюста — в реальности же они находятся в списке террористических организаций, который ведет ФСБ.
Закон о запрете поиска «экстремистских» материалов подписал 31 июля Владимир Путин, ограничения начали действовать с 1 сентября. За привлечение к ответственности по статье 13.53 граждан смогут штрафовать на сумму от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Протоколы по этой статье могут составлять полиция и ФСБ.
Ограничения вызвали критику со стороны пропагандистов, провластных активистов и Z-каналов. В частности, о необходимости изменить законопроект говорили основательница «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, глава холдинга Russia Today Маргарита Симоньян и военкор Роман Алехин.