Сотрудники ФСБ снимали скрытой камерой номер екатеринбурженки, впоследствии осужденной на 20 лет
Новость
2 декабря 2025, 21:12

Сотрудники ФСБ снимали скрытой камерой номер екатеринбурженки, впоследствии осужденной на 20 лет

Екатеринбургский «4 канал» опубликовал «документальный фильм» о деле осужденной на 20 лет Валерии Марченко. Канал подчеркивает, что взял у Марченко интервью «при участии УФСБ России по Свердловской области», а также публикует оперативную съемку по делу, которая велась в том числе в гостиничном номере, где Марченко собирала коктейли Молотова.

Валерия Марченко была осуждена по делу о госизмене, прохождении обучения террористической деятельности и подготовке теракта.

В интервью Марченко рассказывает, что в 2023 году «начала смотреть независимых журналистов, их обзоры, новости» и в июне того же года попыталась вступить в «Русский добровольческий корпус», после чего в январе 2024 года с ней связалась, как она считает, «разведка».

Скриншот: «4 канал»

В сюжете «4 канала» неназванный оперативник ФСБ рассказывает о переписке Марченко с «куратором Александром», который впоследствии давал ей задания. Сначала Марченко, как она рассказывает в интервью, приняла «Александра» за «офицера в очень высоком звании», но потом между ними завязалась более личная переписка.

«Человек начал узнавать, кто я и что я. Не конкретно только война, но и жизнь, и остальное», — объясняет Марченко.

Марченко в интервью признается, что, влюбилась в «Александра», хотя вживую его не видела. Неназванный в фильме «4 канала» сотрудник ФСБ комментирует, что Марченко соглашалась выполнять задания в том числе из-за чувств к «куратору». Всего за выполненные задания она получила 46 тысяч рублей. По словам неназванного в сюжете сотрудника ФСБ, ей также обещали трудоустройство в Украине.

«Я хотела любыми способами, любым своим вложением это затормозить. Хотя многие говорят: "Ты одна в поле не воин!". Но кто сказал, что я одна? Нас тысячи», — объясняет сама Марченко свою мотивацию в фильме.

В сюжете также раскрываются детали заданий, которые давал Марченко «куратор Александр». Первым заданием было было «найти военного Росгвардии, чтобы завязать с ним контакт».

«Я нашла через "Авито" человека, который продавал военную форму, а дальше надо было у него достать секретные военные документы со списками людей, которые были на СВО в Запорожской и Херсонской области. Я встретилась, купила у него форму и начала говорить легенду свою: занимаюсь волонтерством, гумпомощь собираем туда. Эти списки нужны для расчета», — говорит в интервью Валерия Марченко.

Неназванный в сюжете оперативник ФСБ объясняет, что Марченко уточнила у росгвардейца, где тот проходил службу, как часто ездит в зону «СВО». После этих вопросов росгвардеец «понял, что происходит что-то неладное» и стал сотрудничать с ФСБ.

После силовик встретился с Марченко и передал ей документы, оказавшиеся, по словам неназванного в сюжете оперативника, государственной тайной, со словами: «Лера, надо быть осторожнее, за такое решетка светит». «А у меня сердце горит! Мне надо выполнить это, и все. Ты на задании находишься», — комментирует это в сюжете Марченко.

Вторым заданием для Марченко от «куратора» было подготовить коктейли Молотова и спрятать их для некого другого человека, который бы потом ими поджег один из военкоматов в Екатеринбурге. Для сбора коктейлей Молотова Марченко сняла номер в отеле, в котором оказалась скрытая камера — в сюжете «4 канала» показаны скриншоты из этой съемки, где полураздетая Марченко разложила на столе гостиничного номера бутылки.

Скриншот: «4 канал»

Для фильма также комментарий дала представительница ФСБ по Свердловской области Елена Докучаева, которая объяснила действия Марченко «информационным фоном», который создают «антироссийские СМИ», а также действиями «кураторов», которые «сидят в колл-центрах, а а потом сами же сдают [жертв] полиции».

В марте 2024 года Марченко задержали сотрудники ФСБ, когда она шла с двумя черными пакетами, набитыми коктейлями Молотова, чтобы положить их в указанное «куратором» место.

С середины марта 2024 года Марченко находится в СИЗО-5 Екатеринбурга. В июне этого года судья Центрального окружного военного суда Сергей Телеба приговорил 39-летнюю Марченко к 20 годам колонии по делу о госизмене, прохождении обучения террористической деятельности и подготовке теракта. Журналистов на заседания не пускали.

«Огонь, число ровное, но не мое», — со смехом отреагировала Марченко на приговор и сказала, что не будет его обжаловать. Приговор обжаловала прокуратура, которая запрашивала ей 23 года строгого режима, отмечает SotaVision.