Экс‑полицейского Семиэля Веделя приговорили к 7 годам по делу о военных «фейках» в телефонных разговорах со знакомыми
Новость
4 декабря 2025, 17:40

Экс‑полицейского Семиэля Веделя приговорили к 7 годам по делу о военных «фейках» в телефонных разговорах со знакомыми

Перовский районный суд Москвы приговорил экс-полицейского Сергея Клокова (Семиэля Веделя) к 7 годам лишения свободы, передает корреспондент «Медиазоны». Клоков также лишен звания капитана органов внутренних дел, ему запрещено избираться в органы власти и местного самоуправления сроком на 4 года.

Клокова обвиняли в организации приготовления к распространению военных «фейков» группой лиц по предварительному сговору по мотиву политической ненависти. По версии следствия, он «не позднее 9 марта 2022 года осуществил телефонные переговоры» с тремя своими знакомыми, рассказывал им о войне в Украине и просил передать информацию о происходящем «максимальному числу людей».

Кроме того, Клоков якобы обратился к своему знакомому — начальнику мобилизационного управления МВД по Москве Александру Дьячкову — и предложил ему устроить созвон между российскими и украинскими силовиками, «чтобы они обменялись информацией».

Ранее сегодня в суде состоялись прения сторон. Прокурор Владимир Привезенцев, кратко изложив фабулу обвинения, сказал, что Клоков «в качестве организатора подготавливал благодатную почву для того, чтобы в дальнейшем дезинформация распространялась». Для этого в разговорах со своими приятелями он сообщал «несуразные, лживые, несоответствующие действительности сведения, причем в утвердительной форме».

«80 лет прошло с момента разгрома нацистской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии, однако тезисы пропагандистов не меняются, — напирал прокурор. — Все эти пункты под собой не имеют никакой достоверности и отношения к реальной действительности. Но самое главное то, что в своих разговорах Ведель просил эту несуразную ложь распространять дальше».

Гособвинитель напомнил, что один из вменяемых ему разговоров Клоков начал с лозунга «Слава Украине!», который «зародился еще у украинских националистов в начале прошлого века, а потом был перенят ОУН и УПА».

Затем прокурор вспомнил, что сторона защиты не раз ссылалась на ненасильственный характер преступления, в котором обвиняют Клокова. «Действительно, никто Веделя не обвиняет в том, что он совершал данное преступление с использованием оружия и предметов в качестве оружия, — издалека начал обвинитель. — Тут хочется привести один очень маленький пример из великого произведения Владимира Богомолова "Момент истины" ("В августе сорок четвертого"), где основной линией всего произведения была мысль о том, что в войну в сражении можно выиграть армией в 500 тысяч человек, а проиграть это сражение можно, имея у себя в тылу одного дезертира или предателя с рацией. Полагаю, именно такая у нас ситуация».

После этой эмоциональной речи прокурор Привезенцев попросил назначить Клокову 11 лет лишения свободы.

Адвокат Клокова Даниил Берман в прениях подчеркнул, что случай его подзащитного стоит особняком среди других дел по статье о военных «фейках».

«Публичность образуется исключительно только в том случае, если говорящий говорит в две пары ушей одновременно», — отметил защитник, а Клокову вменяли телефонный разговор, «обычный разговор человека, который немного потерялся в сложных обстоятельствах».

«Второй раз мы рассматриваем это уголовное дело. В первый раз уважаемый государственный обвинитель со ссылкой на то, что мой подзащитный является фашистствующим недобитком, 9 лет просил. Теперь пошли дальше — просят 11 лет», — говорил адвокат.

Он просил суд оправдать Клокова.

Суд рассматривал дело Клокова уже во второй раз. В апреле 2023 года его приговорили к такому же сроку — 7 лет — по той же статье о военных «фейках», которая появилась в российском УК вскоре после вторжения в Украину. Ведель был первым человеком, которого отправили в СИЗО по этой статье.

В мае 2024-го Второй кассационный суд вернул дело в Мосгорсуд на новое рассмотрение из-за «существенных нарушений уголовно-процессуального закона». В итоге Мосгорсуд отменил приговор и отправил дело на повторное рассмотрение.

Как выяснилось в ходе нового процесса, обвинение Клокову ужесточили: теперь в деле оказалось уже два эпизода. По одному из них следствие называло Клокова организатором подготовки преступления — то есть распространения «фейков», а его собеседников — «неосведомленными соучастниками».

Второй эпизод был связан с одним из телефонных разговоров: по версии обвинения, беседу Веделя и его приятеля Юрия Куришко слышала жена последнего.

Сам экс-полицейский в суде называл обвинение абсурдным и говорил, что вину «категорически не признает». Разговоры со своими давними знакомыми Ведель назвал «личными и приватными».