Бывшему полицейскому Семиэлю Веделю запросили 11 лет колонии на повторном суде по делу о военных «фейках»
Новость
4 декабря 2025, 14:30

Бывшему полицейскому Семиэлю Веделю запросили 11 лет колонии на повторном суде по делу о военных «фейках»

Гособвинитель Владимир Привезенцев на повторном суде по делу против экс-полицейского Семиэля Веделя о военных «фейках» запросил ему 11 лет колонии. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала Перовского районного суда Москвы.

Прокурор также попросил запретить Веделю избираться в органы власти и местного самоуправления сроком на 5 лет.

В прениях прокурор Привезенцев цитировал роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» («Момент истины»): «Проиграть сражение можно, имея у себя в тылу одного дезертира или предателя с рацией».

«Полагаю, именно такая у нас ситуация», — добавил представитель обвинения. По его словам, Ведель «в качестве организатора подготавливал благодатную почву, чтобы в дальнейшем дезинформация распространялась», а потом «в своих разговорах просил эту несуразную ложь распространять дальше».

«Хорошо, что никто из тех, к кому он обращался, эту ложь дальше распространять не стал», — заключил прокурор.

Суд рассматривает дело Веделя во второй раз. В апреле 2023 года его приговорили к 7 годам колонии по статье о военных «фейках», которая появилась в российском УК вскоре после вторжения в Украину. Ведель был первым человеком, которого отправили в СИЗО по этой статье.

По версии следствия, он распространял «заведомо недостоверные» сведения о войне в телефонных разговорах с тремя знакомыми, а кроме того, хотел организовать созвон между российскими и украинскими полицейскими, «чтобы они обменялись информацией».

В мае 2024-го Второй кассационный суд вернул дело в Мосгорсуд на новое рассмотрение из-за «существенных нарушений уголовно-процессуального закона». В итоге Мосгорсуд отменил приговор и отправил дело на повторное рассмотрение.

Как выяснилось в ходе нового процесса, обвинение Веделю ужесточили: теперь в деле оказалось уже два эпизода. По одному из них следствие называет Веделя организатором подготовки преступления — то есть распространения «фейков», а его собеседников — троих знакомых и начальника московского мобилизационного управления МВД Александром Дьячковым — «неосведомленными соучастниками».

Второй эпизод связан с одним из телефонных разговоров: по версии обвинения, беседу Веделя и его приятеля Юрия Куришко услышала жена последнего.

Сам экс-полицейский в суде называл обвинение абсурдным и говорил, что вину «категорически не признает». Разговоры со своими давними знакомыми Ведель назвал «личными и приватными». По его словам, в этих беседах они «философствовали, рассуждали, дискутировали». «Тогда [происходящее] много кого волновало, это была поражающая вещь, тревогу вызывала», — объяснял он.

С Дьячковым, которому, согласно обвинению, Ведель предложил устроить онлайн-конференцию с украинскими коллегами, он, по его словам, «вообще на эти темы не разговаривал — не по статусу было».

В суде обвиняемый рассказывал о давлении со стороны следовательницы. По словам Веделя, она ударила его и угрожала «закрыть» семью и отобрать детей.

В 2023 году «Медиазона» подробно писала о его истории: уроженец украинского города Ирпень, он вырос в соседней Буче и тяжело переживал начало войны — после 24 февраля родственники Веделя оказались «на территории боевых действий».

9 марта в телефонных разговорах со знакомыми он обронил несколько неосторожных фраз вроде: «нехуй было Киев бомбить» и «я этим мудакам такого геноцида не прощу».

Содержание этих бесед стало известно силовикам: телефон Веделя прослушивался в связи с уголовным делом, возбужденным еще за 20 лет до вторжения в Украину — в феврале 2003 года. Тогда задержанный по подозрению в убийстве и расчленении делового партнера предприниматель Владислав Степанов, которого на поезде этапировали из Кирова в Москву, отобрал оружие у конвоиров, расстрелял их и сбежал. Его так и не нашли. Отец Веделя в начале 2000-х работал в фирме Степанова и был его соседом по московскому району Вешняки.