Апелляционный суд до 21 года увеличил срок наказания екатеринбурженке по делу о госизмене и попытке поджога военкомата
Апелляционный военный суд в подмосковной Власихе до 21 года увеличил срок наказания екатеринбурженке Валерии Марченко. Об этом сообщает пресс-служба суда.
Летом Центральный окружной военный суд назначил Марченко 20 лет колонии. Женщину признали виновной в прохождении обучения террористической деятельности, подготовке теракта и покушении на госизмену.
2 декабря апелляционный суд по представлению гособвинителя переквалифицировал обвинения о госизмене — с покушения на «оконченный состав преступления». На этом основании срок наказания увеличили на один год.
В начале декабря екатеринбургский «4 канал» опубликовал «документальный фильм» о деле Марченко. Канал подчеркивал, что взял у Марченко интервью «при участии УФСБ России по Свердловской области», а также опубликовал оперативную съемку, которая велась в том числе в гостиничном номере, где Марченко собирала коктейли Молотова.
В интервью Марченко рассказывает, что в 2023 году «начала смотреть независимых журналистов, их обзоры, новости» и в июне того же года попыталась вступить в «Русский добровольческий корпус», после чего в январе 2024 года с ней связалась, как она считает, «разведка».
В сюжете «4 канала» неназванный оперативник ФСБ рассказывает о переписке Марченко с «куратором Александром», который впоследствии давал ей задания. Сначала Марченко, как она рассказывает в интервью, приняла «Александра» за «офицера в очень высоком звании», но потом между ними завязалась более личная переписка.
«Человек начал узнавать, кто я и что я. Не конкретно только война, но и жизнь, и остальное», — объясняет Марченко.
Марченко в интервью признается, что влюбилась в «Александра», хотя вживую его не видела. Неназванный в фильме «4 канала» сотрудник ФСБ комментирует, что Марченко соглашалась выполнять задания в том числе из-за чувств к «куратору». Всего за выполненные задания она получила 46 тысяч рублей. По словам неназванного в сюжете сотрудника ФСБ, ей также обещали трудоустройство в Украине.
«Я хотела любыми способами, любым своим вложением это затормозить. Хотя многие говорят: "Ты одна в поле не воин!". Но кто сказал, что я одна? Нас тысячи», — объясняет сама Марченко свою мотивацию в фильме.
В сюжете также раскрываются детали заданий, которые давал Марченко «куратор Александр». Первым заданием было было «найти военного Росгвардии, чтобы завязать с ним контакт».
«Я нашла через "Авито" человека, который продавал военную форму, а дальше надо было у него достать секретные военные документы со списками людей, которые были на СВО в Запорожской и Херсонской области. Я встретилась, купила у него форму и начала говорить легенду свою: занимаюсь волонтерством, гумпомощь собираем туда. Эти списки нужны для расчета», — говорит в интервью Валерия Марченко.
Неназванный в сюжете оперативник ФСБ объясняет, что Марченко уточнила у росгвардейца, где тот проходил службу, как часто ездит в зону «СВО». После этих вопросов росгвардеец «понял, что происходит что-то неладное» и стал сотрудничать с ФСБ.
После силовик встретился с Марченко и передал ей документы, оказавшиеся, по словам неназванного в сюжете оперативника, государственной тайной, со словами: «Лера, надо быть осторожнее, за такое решетка светит». «А у меня сердце горит! Мне надо выполнить это, и все. Ты на задании находишься», — комментирует это в сюжете Марченко.
Вторым заданием для Марченко от «куратора» было подготовить коктейли Молотова и спрятать их для другого человека, который бы потом поджег один из военкоматов в Екатеринбурге. Для сбора коктейлей Молотова Марченко сняла номер в отеле, в котором оказалась скрытая камера — в сюжете «4 канала» показаны скриншоты из этой съемки, где полураздетая Марченко разложила на столе гостиничного номера бутылки.
Для фильма также комментарий дала представительница ФСБ по Свердловской области Елена Докучаева, которая объяснила действия Марченко «информационным фоном», который создают «антироссийские СМИ», а также действиями «кураторов», которые «сидят в колл-центрах, а потом сами же сдают [жертв] полиции».
В марте 2024 года Марченко задержали сотрудники ФСБ, когда она шла с двумя черными пакетами, набитыми коктейлями Молотова, чтобы положить их в указанное «куратором» место.