Ижевчанину с инвалидностью, обвиняемому в призывах к убийству Путина и сотрудников ФСБ за комментарий в канале чеченского блогера, запросили 6 лет
Новость
22 декабря 2025, 11:16

Ижевчанину с инвалидностью, обвиняемому в призывах к убийству Путина и сотрудников ФСБ за комментарий в канале чеченского блогера, запросили 6 лет

Прокуратура просит приговорить 58-летнего жителя Ижевска Александра Кричевского к 6 годам колонии общего режима по статье о призывах к терроризму (часть 2 статьи 205.2 УК) за комментарий в телеграм-канале чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова, передает корреспондент «Медиазоны» из зала Центрального окружного военного суда в Екатеринбурге.

Прокуратура сочла смягчающим обстоятельством то, что у Кричевского неудовлетворительное состояние здоровья, а отягчающим — «радикальные взгляды» и то, что комментарий был написан в период мобилизации.

Фото: Медиазона

Уголовное дело на Кричевского завели из-за комментария, который тот оставил в чате канала на 338 подписчиков 11 сентября 2024 года.

«Потому мы и слушаем его, потому что не боится — луч свободы в царстве тьмы! И эту тьму мы уничтожим только вместе, когда поймем, что враг у нас один — путин и его фсбшная клика… И вам, и нам надо уничтожить этого врага, дабы жить далее мирными соседями…» — написал он.

Кричевский написал это в ответ пользователю, задававшему в чате канала вопрос самому Абдурахманову: «Тумсо, вы не боитесь, что люди Кадырова могут вас найти?». Кричевский в суде говорил, что думал, что отвечает пользователю лично, а не публично.

Обвинение считает, что в тексте Кричевского есть «побуждение к посягательству на жизнь президента РФ и побуждение к совершению террористической деятельности в отношении сотрудников ФСБ России».

Кричевский вину не признал. В суде он сказал, что не призывал «ни к какому физическому уничтожению» президента и сотрудников ФСБ, а говорил только, что «тьму надо уничтожить».

«Я считаю свои действия противозаконными, но, считаю, что это или статья 280 или 282. Но ни о каком терроризме речи нет. Кроме того, в инкриминируемой мне статье обвиняемый должен поддерживать идеологию и практику терроризма. Я категорически их не поддерживаю», — сказал Кричевский.

Из материалов дела следует, что с 5 декабря 2024 года с разрешения Верховного суда Удмуртии сотрудники ФСБ в рамках оперативно-розыскных мероприятий прослушивали телефон Кричевского, а с 9 декабря суд разрешил спецслужбам «снятие информации с технических каналов связи и получение компьютерной информации». Оперативники запросили у провайдера «Ростелеком» данные о пользователе и выяснили, что Кричевский в день публикации комментария заходил в телеграм.

За два дня до задержания, 17 декабря, говорится в материалах дела, за ним и его квартирой следили. Силовики установили, что тогда он весь день находился дома. После задержания его отправили в СИЗО.

Помимо этого в деле есть справка ОРМ, в которой утверждается, что Кричевский, несогласный с проведением «СВО», поддерживал радикальных исламистов, воюющих на стороне Украины, и «вынашивал намерения по принятию ислама и совершению террористического акта на территории Удмуртской республики путем самоподрыва с использованием бытового газа». Кричевский в суде назвал этот документ ничем не подтвержденными домыслами следствия.

Александр Кричевский инвалид первой группы. Формально сейчас у него нет инвалидности, поскольку он не смог продлить ее в СИЗО.

Фото: Медиазона

Как выяснила «Медиазона», у Кричевского было воспаление в костном мозге, сейчас есть проблемы с почками. Он передвигается на инвалидной коляске. Из-за того, что Кричевского не могли этапировать из Ижевска в Екатеринбург, а затем и доставить из екатеринбургского СИЗО-1 в суд, заседания по делу откладывались пять раз.

Кричевский до своего задержания жил с пожилой матерью и работал системным администратором. После его задержания мать скончалась.