Суд назначил «херсонской девятке» сроки от 14 до 20 лет; украинцев обвинили в подготовке терактов против чиновников‑коллаборационистов
Новость
30 января 2026, 11:38

Суд назначил «херсонской девятке» сроки от 14 до 20 лет; украинцев обвинили в подготовке терактов против чиновников‑коллаборационистов

Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил фигурантов дела «херсонской девятки» к срокам от 14 до 20 лет. Об этом стало известно «Медиазоне». Это подтверждает пресс-служба суда.

Им вменяли участие в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 УК) и покушение на акт международного терроризма (часть 1 статьи 361 с применением части 3 статьи 30 УК), а шестерым обвиняемым — Богданову, Кабакову, Каеву, Ляльке, Резнику и Тавожнянскому — еще и приготовление к нему (часть 1 статьи 361 с применением части 1 статьи 30 УК).

Согласно решению судьи Кирилла Кривцова, предприниматель Константин Резник должен будет провести 20 лет в колонии строгого режима с отбыванием первых 5 лет в тюрьме. Такой же срок назначен его партнеру по бизнесу Сергею Кабакову.

Суд назначил 17 лет колонии строгого режима начальнику рыболовного производства Сергею Гейдту. Первые 5 лет срока он проведет в тюрьме.

Предприниматель и волонтер «Красного креста» Юрий Каев приговорен к 14 годам колонии строгого режима с отбыванием первых 5 лет в тюрьме. К такому же сроку приговорен бывший военнослужащий ВСУ Денис Лялька.

Бывшему заместителю начальника управления транспортной, дорожной инфраструктуры и связи Херсонского горсовета Олегу Богданову суд назначил 18 лет колонии строгого режима с отбыванием первых 5 лет в тюрьме. К такому же сроку приговорен бывший замначальника таможенного поста «Херсон-порт» Юрий Тавожнянский.

Менеджер Сергей Офицеров — у него единственного из всех фигурантов дела российское гражданство — суд приговорил к 17 годам колонии строгого режима с отбыванием первых 5 лет в тюрьме.

Действующий военнослужащий ВСУ Сергей Ковальский был приговорен к 17 годам колонии строгого режима с отбыванием первых 5 лет в тюрьме. В ходе процесса он просил суд признать его военнопленным, однако судья Кривцов отказал с формулировкой «в рамках российского УПК такой статус не предусмотрен».

Фигуранты дела «херсонской девятки» в суде слева направо: Константин Резник, Сергей Ковальский, Сергей Офицеров, Юрий Каев, Юрий Тавожнянский, Сергей Гейдт; внизу — Олег Богданов, Денис Лялька, Сергей Кабаков. Фото: «Медиазона»

Дело против девятерых украинцев Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону рассматривал с конца 2023 года. По версии обвинения, весной и летом 2022 года они по заданию СБУ планировали серию терактов в оккупированной части Херсонской области, в том числе, убийства замглавы пророссийской администрации Кирилла Стремоусова, бывшего главы херсонской таможни Виталия Булюка и других чиновников-коллаборационистов.

Согласно обвинительному заключению, с марта по август 2022 года все девять фигурантов дела были завербованы СБУ и вступили в «террористическое сообщество», целью которого было покушение на сотрудников оккупационной администрации. Участники «сообщества» должны были следить за передвижениями чиновников, делать взрывные устройства и устанавливать их на транспорт, которым пользовались коллаборанты.

В материалах дела говорится, что все девять обвиняемых были задержаны 6 октября 2022 года в Симферополе, однако кадры задержания троих из них — Резника, Кабакова и Богданова — показали в программе «Вести недели» еще в августе.

Все девятеро утверждают, что их похитили в разное время с июля по сентябрь 2022 года, после чего пытали в подвале бывшего управления Нацполиции в Херсоне, выбивая признательные показания.

В материалах дела упоминается еще один участник «террористического сообщества» — Василий Стеценко. По словам Сергея Гейдта, сотрудника метеорологической службы Стеценко летом 2022 года задержали после того, как он отказался сотрудничать с оккупационными властями.

Согласно материалам дела, Гейдт и Стеценко вместе изготавливали взрывное устройство. После задержания Стеценко «забивали втроем ногами», он так и не пришел в себя и 3 августа 2022 года умер в одной из камер подвала.

В суде все девять украинцев отказались от ранее данных показаний и сообщили, что российские силовики обещали пытать их родных, если они не подпишут бумаги и не будут участвовать в постановочных «оперативно-розыскных мероприятиях».

В суде выступил засекреченный свидетель обвинения «Иванов» — в нем фигуранты дела опознали пытавшего их силовика с позывным «Хмурый». Отвечая на вопрос про погибшего Василия Стеценко, «Иванов» сказал, что российским силовикам не удалось его «поймать». Свидетель также подтвердил, что фактически обвиняемые были задержаны в Херсоне летом 2022 года «в рамках оперативно-розыскных мероприятий в условиях "СВО"». Пока задержание не было оформлено официально, они содержались в «месте, исключающем доступ третьих лиц», добавил «Иванов» в суде.

В ростовском СИЗО-1, куда девятерых фигурантов дела этапировали с началом судебного процесса, охранники избивали украинцев при каждой проверке. По словам херсонцев, их били палками по спине, заставляли петь гимн России и «Катюшу», а после жалоб адвокатов издевательства только усиливались.