Верховный суд оставил без изменений приговор по делу «крымских террористов» Сенцова и Кольченко
Верховный суд оставил без изменений приговор по делу «крымских террористов» Сенцова и Кольченко
24 ноября 2015, 14:13

Военная коллегия Верховного суда во вторник оставила без изменений приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко, сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.

Жалобу на приговор оставили без удовлетворения. Решение коллегии было зачитано только в результативной части.

Олег Сенцов и Александр Кольченко находятся в СИЗО-4 в Ростове-на-Дону, они участвовали в заседании по видеосвязи. Связь постоянно прерывалась.

Осужденные и их защитники просили Сенцова и Кольченко оправдать либо отменить решение суда и направить его на пересмотр. Они отметили, что суд не учел доказательства их невиновности, а его решение было основано на показаниях свидетелей, носивших предположительный характер. Суд положил в основу приговора показания Афанасьева, который в суде сообщил об оговоре Кольченко и Сенцова. Защитники также отметили ряд грубых процессуальных нарушений, допущенных во время следствия и суда. В частности, во время всех оперативно-розыскных мероприятий присутствовали одни и те же понятые, сотрудничающие с ФСБ и заинтересованные в исходе дела.

Проведенный ФСБ при расследовании «оперативный эксперимент» носит признаки провокации на совершение преступления.

Защитник Кольченко Светлана Сидоркина отметила, что Кольченко признает свое участие в поджоге окна, но сделал это как символический жест в знак протеста против ввода в Крым российских солдат. По словам адвоката, в суде не было представлено свидетельств о том, что поджог был совершен в составе «террористической группы» и по соответствующим мотивам.

Доказательств существования в Крыму «террористического сообщества» так и не было приведено, а вменявшиеся подсудимым действия не удовлетворяют формулировкам соответствующих статей, отметил адвокат Владимир Самохин.

Адвокат Динзе Динзе отметил, что приговор основан в первую очередь на показаниях других обвиняемых по делу, которые были даны ими под давлением. Приведенные обвинением свидетели путались в показаниях и не смогли в суде привести ничего, кроме «слухов и домыслов» о роли Сенцова. Он напомнил, что суд ограничил защиту в праве предоставлять доказательства того, что подсудимые не имеют отношения к «Правому сектору», более того, пригрозил адвокатам уголовным преследованием за экстремизм.

Александр Кольченко отказался от выступления: «Я все сказал уже в суде первой инстанции».

«Мне нечего вам сказать, у вас очень скучная телепередача», — согласился с ним и Олег Сенцов.

Судья сделал ему замечание за то, что он общается с судом, не вставая с места. «Я когда смотрю телевизор, я не встаю обычно, ваша честь», — ответил Сенцов.

Военный прокурор Мацкевич возражал против удовлетворения жалобы и попросил оставить приговор в силе.

25 августа 2015 года коллегия судей Северо-Кавказского окружного военного суда под председательством Сергея Михайлюка приговорила украинского режиссера Олега Сенцова к 20 годам колонии строгого режима. Анархисту Александру Кольченко было назначено наказание в виде 10 лет колонии.

Подсудимые называют свое дело сфабрикованным, а Сенцов неоднократно заявлял о пытках. В ходе суда один из ключевых свидетелей обвинения — ранее осужденный по делу «крымских террористов» Геннадий Афанасьев — отказался от данных на стадии следствия показаний. Он также рассказал о пытках. Рассматривать жалобу Афанасьева на приговор Верховный суд отказался.

Согласно обвинительному заключению, в апреле 2014 года Сенцов создал в Крыму «террористическое сообщество», которое получало указания от неизвестных лиц в Киеве и являлось «структурным подразделением» запрещенного в России «Правого сектора». Целью сообщества была «дестабилизации обстановки» в Крыму и «воздействие на органы власти»: «крымские террористы», считает следствие, пытались заставить Россию отказаться от решения о принятии полуострова в состав федерации. Участники сообщества совершили два «террористических акта» в Симферополе — поджог двери офиса «Русской общины Крыма» и окна местного отделения «Единой Росиии», а также якобы готовили подрывы памятника Ленину и Вечного огня.