Правозащитники потребовали в ЕСПЧ разрешить им представлять заключенного, умершего в челябинской колонии
Правозащитная ассоциация «Агора» подала в Европейский суд по правам человека жалобу с требованием признать своих сотрудников законными представителями погибшего в колонии заключенного Владимира Кондрулина, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на главу ассоциации Павла Чикова.
«Именно адвокат «Агоры» общался с заявителем с момента знакомства и до дня смерти, а также обеспечил оформление доверенности для представления его интересов в ЕСПЧ», — сказано в жалобе. Правозащитники полагают, что могут выиграть дело заключенного, поскольку ранее ЕСПЧ при аналогичных обстоятельствах выносил положительное решение по жалобе румынского заключенного. В обоих случаях у заключенных нет законных представителей кроме правозащитников: у Кондрулина есть лишь сестра, но она отказалась представлять его интересы в ЕСПЧ.
На сегодняшний день по таким российским жалобам положительных решений не выносили.
По словам Чикова, «Агора» не намерена претендовать на компенсацию и собирается действовать в общественных интересах. Чиков отметил, что в производстве «Агоры» и правозащитной организации «Зона права» находятся дела 30 тяжелобольных заключенных, у которых нет родственников. «В России только в колониях ежегодно умирает около 5 тыс. человек, а сколько людей гибнет в ОВД, вообще неизвестно. У многих из них нет родственников, что не позволяет отстаивать их интересы даже после смерти на уровне Страсбурга», — сказал Чиков.
Как пишет «Коммерсантъ», заключенный Кондрулин провел в местах лишения свободы большую часть жизнь и последний срок наказания отбывал в Челябинской области. Там ему поставили диагноз «рак простаты». Весной 2015 года Кондрулин ходатайствовал о досрочном освобождении из-за этого заболевания, но суд отказал в этом. С помощью адвоката «Агоры» Андрея Лепехина заключенный подал в ЕСПЧ жалобы с требованием вмешаться в ситуацию с освобождением из-за болезни. ЕСПЧ комуницировал жалобу в экстренном порядке и потребовал от ФСИН немедленно провести независимую медицинскую экспертизу, предоставить необходимые препараты и определить Кондрулина на лечение. Однако 7 сентября заключенный умер в колонии.
Адвокат Кондрулина подал в Следственный комитет заявление о превышении должностных полномочий (статья 286 УК) в отношении сотрудников колонии.
Представители российских властей после смерти Кондрулина заявили о необходимости отклонить жалобу заключенного.