Начальник войск РХБЗ Игорь Кириллов и его помощник Илья Поликарпов погибли ранним утром 17 декабря на выходе из подъезда дома в ЖК «Среда» на Рязанском проспекте в Москве, где жил генерал.
Провластные телеграм-каналы распространяли версию о том, что сдетонировала бомба в электросамокате, оставленном у подъезда.
Сутки спустя силовики отчитались о задержании подозреваемого, телеграм-каналы назвали его имя — Ахмад Курбанов.
Официально его личность силовики первое время не подтверждали, однако в телеграме уже распространили видеозапись с задержанным, который, сидя в наручниках, говорил на камеру, что он действовал по заданию СБУ и ему были обещаны 100 тысяч долларов и «европейский паспорт».
По версии следствия, мужчина заложил бомбу на электросамокате и арендовал машину каршеринга, в которой установил видеокамеру — кадры с нее позже публиковали украинские СМИ.
За день до взрыва, 16 декабря, СБУ публично обвиняла Кириллова в применении химического оружия. Губернатор Костромской области Сергей Ситников, друживший с генералом, позже уверял: незадолго до гибели Кириллов был предупрежден, «что охота на него началась». По словам Ситникова, произошло это потому, что «была вскрыта информация о тайных биологических лабораториях».
Сам Кириллов при жизни не раз выступал с заявлениями о том, что Запад готовит разные диверсии с использованием биологического или химического оружия против России.
Как отмечает «Агентство», если задержанный действительно действовал под контролем Украины, то гибель Кириллова — первый случай, когда украинская разведка задействовала мигранта для покушения. При этом, напоминают журналисты, в ФСБ могли знать о такой тактике: директор спецслужбы Александр Бортников еще в июне говорил, что страны Запада «осуществляют поиск и вербовку исполнителей резонансных преступлений, в том числе среди трудовых мигрантов».
В 16:30 адвокат Курбанова зашел на ознакомление с материалами в зал судьи Евгении Николаевой. У зала его ждали переводчик, а также следователь Следственного комитета и прокурор. На вопрос «Медиазоны», ожидается ли сегодня арест других фигурантов (СМИ писали о двух задержанных), следователь ответил, что не знает, так как он не единственный, кто ведет это дело.
Спустя два часа после появления следователя и адвоката в суде началась подготовка к заседанию. Судья Николаева еще рассматривает другое уголовное дело, но приставы уже предусмотрительно заняли место около зала. Там же находятся десять пишущих корреспондентов. Почти столько же их коллег с камерами и фотоаппаратами ожидают на тесной лестнице на входе в Басманный суд.
Фотожурналисты и операторы уже начинают выстраиваться в конце коридора, но их успокаивают — сначала судья рассмотрит еще одно ходатайство о заключении под стражу по другому делу.
«Толпиться [с одного конца] не надо. Вдоль коридора растягиваемся по лавочкам [у боковых стен]», — инструктируют приставы.
На сайте Басманного суда появилась карточка о заседании по избранию ареста Курбонову А.А.У. по пункту «б» части 3 статьи 205 УК (теракт, повлекший смерть человека). Вероятно, речь идет о задержанном по делу об убийстве генерал-лейтенанта Кириллова. Ранее телеграм-каналы писали, что его зовут Ахмад Курбанов.
Полное имя упомянутого в карточке человека — Курбонов Ахмаджон Алижон угли.
Судья Евгения Николаева отправила Курбонова в СИЗО на два месяца — до 17 февраля 2025 года. Из постановления стало известно что Курбонов женат, у него двое малолетних детей. Сам он 1995 года рождения, родился в Ташкенте, Узбекистан.
В пресс-службе московских судов уточнили, что его обвиняют в теракте, повлекшем смерть человека (пункт «б» части 3 статьи 205 УК), изготовлении и хранении взрывных устройств организованной группой (часть 3 статьи 223.1 УК, часть 4 статьи 222.1 УК).