О задержании 64-летней Екатерины Барабаш в фейсбуке сообщил 25 февраля ее сын Юрий, который живет в Украине.
«В Москву она прилетела в воскресенье после Берлинале и три часа провела на пограничном контроле — это происходило после каждого ее пересечения границы в последние несколько месяцев. Последняя перед задержанием статья вышла сегодня — про будущий спектакль Константина Богомолова о победах Путина», — рассказали в редакции издания Republic, с которым сотрудничала Екатерина Барабаш.
Ночь она провела в ИВС.
Сегодня Следственный комитет отчитался о том, что Екатерине предъявлено обвинение по статье о военных «фейках» (пункт «д» части 2 статьи 207.3 УК). Ведомство утверждает, что «в ходе допроса она признала вину в полном объеме».
До Republic Барабаш работала в «Российской газете», «Независимой газете», Forbes и агентстве «Интерфакс».
Отец Екатерины Юрий Барабаш — известный литературовед, специалист по украинской литературе. Его семья — вместе с еще маленькой Екатериной — переехала в советские годы из Харькова в Москву, когда Юрия пригласили стать первым заместителем главного редактора «Литературной газеты».
В разные годы за научную работу ему присуждались государственные награды в Украине. В ноябре прошлого года Екатерина сообщила о смерти отца.
«Я многого им не прощу — войны, убийств, лжи, страданий несчастных невинных людей, — но за то, что мой сын не сможет приехать проститься с моим папой, своим дедушкой, который его растил и учил жить, с которым они были лучшими друзьями, — так вот я буду молиться, чтобы для них придумали отдельный круг ада», — писала Барабаш на следующий день.
Матери Екатерины Барабаш два дня назад исполнилось 96 лет.
В соцсетях Екатерина открыто выступала против войны в Украине.
«Сколько сломано судеб, сколько разлучено и разбито семей. Кажется, за эти три года минула целая жизнь, о которой я не просила. В ней нет места ничему, кроме тревоги за детей и ненависти, ненависти, ненависти к тем, кто все это затеял. За эти годы ненависть перестала жечь, перестала душить — она закалилась, окрепла и горит ровным огнем, который уже ничем не загасить. С ним и помру», — написала Барабаш за два дня до задержания.
Избирать меру пресечения Екатерине Барабаш будет судья Евгения Горохова, которая приговорила медсестру Ольгу Меньших к восьми годам колонии по делу о военных «фейках».
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, — улыбается Барабаш. — Мне даже неловко».
Через несколько минут она смущено просит перестать ее снимать, потому что она «не Софи Лорен».
Протокольная съемка заканчивается. «Закрываем ваши объективы и присаживаемся», — говорит пресс-секретарь суда.
Барабаш переживает: «Только прессу? Родственников пустят?». Ей отвечают, что они зайдут следом за журналистами.
Фото: Медиазона
Адвокат Михаил Бирюков просит приобщить к делу ряд документов: завещание отца Екатерины Барабаш, свидетельство о собственности на его квартиру, заявление 96-летней матери Барабаш с просьбой отбывать домашний арест в ее квартире и ее выписной эпикриз.
Судья Горохова приобщает все документы.
Судья Горохова очень быстро читает ходатайство следствия и материалы дела.
Барабаш вменяются четыре публикации в фейсбуке за 2022 и 2023 годы. Вина подтверждается в том числе показаниями Барабаш, которая была задержана вчера в 14:52. Следствие утверждает, что она проверяется на причастность и «к аналогичным преступлениям».
Следователь подтверждает, что ходатайствует о домашнем аресте по адресу проживания Барабаш. Прокурор соглашается.
«Я бы хотела остаться под домашним арестом, чтобы быть со своей матерью 96-летней», — говорит Екатерина.
Бирюков говорит, что его радует позиция следствия по избранию меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Но мать Барабаш тяжело больна, она нуждается в общении с дочерью и ее уходе. Бирюков просит ограничиться запретом определенных действий, а именно выходом в интернет.
Екатерине Барабаш вменяются четыре поста в фейсбуке.
В первом — от 16 марта 2022 года — Екатерина писала: «Сволочи — им, видишь ли, нужна Украина-друг, Украина — добрый сосед. Поэтому вы приперлись на чужую землю со своими танками, бэтээрами и будущими жмурикам в форме и с автоматами? Поэтому вы, твари, разбомбили страну, сровняли с землей целые города, убили сто детей, расстреливаете просто так мирных людей, держите в блокаде Мариуполь, лишили нормальной жизни миллионы людей, вынужденных уехать в чужие страны? Ради дружбы с Украиной?».
Остальные вменяемые ей посты — 6 октября 2022 года, 1 июня и 5 августа 2023 года — удалены.
Второй адвокат — Лев Дроздов — говорит, что Барабаш созналась и дала показания по делу, она сотрудничает со следствием — дала коды доступа к компьютеру.
Барабаш привязана к Москве, у нее больная мать, есть собственность и недвижимость, российское гражданство — это опровергает довод, что она может скрыться. Домашний арест воспрепятствует полноценному уходу за матерью. Он просит избрать запрет определенных действий.
Бирюков дополняет: в случае избрания домашнего ареста, он просит не вносить запрет на общение с близкими родственниками, чтобы они тоже могли оказывать помощь по дому.
Следователь и прокурор против более мягкой меры пресечения.
Судья Горохова ушла для вынесения решения.
— Ну, такое всегда неожиданно, конечно, когда тебе в дверь звонит ласковый человек какой-то, ты ему открываешь дверь, а там команда в масках, — смеется Екатерина Барабаш на выходе из суда.
По ее словам, к ней домой пришли вчера утром и несколько часов обыскивали квартиру: «Вели себя вполне корректно. Мне не с чем сравнивать».
— В ближайшие два месяца [настроение], наверное, ничего. Хочу сказать всем спасибо за поддержку, за такое количество друзей. У меня настроение взлетело так высоко, что пробило. Просто поразительно. Спасибо всем! — сказала на прощание собравшимся Барабаш.