Александр Нестеренко — доцент кафедры философии МГТУ имени Баумана. Он участвовал в муниципальных выборах в Москве, а на момент задержания был членом избирательной комиссии № 1423 с правом решающего голоса от партии «Яблоко».
3 сентября 2024 года силовики увезли Нестеренко увезли на допрос в Следственный комитет, после чего его отпустили в статусе свидетеля. Спустя два дня его задержали и предъявили обвинение по делу. 7 сентября Нестеренко отправили в СИЗО.
Дело возбудили из-за клипов и аудиозаписей с украинскими песнями на его странице «ВКонтакте». По мнению экспертов, в них есть «признаки побуждения к совершению насильственных действий в отношении русских как группы лиц, выделенной по признаку национальности», а также к «уничтожению русских как военного противника».
В экспертизе, которую до ареста опубликовал сам Нестеренко, говорилось о пяти публикациях. На первых заседаниях стало известно, что в итоге обвинение ему предъявили за клип «Ми ростем» группы «Воплі Відоплясова» и песни «Зродились ми великої години» и «Батько наш — Бандера, Україна — мати».
Вины Нестеренко не признает. Он настаивает, что не призывал никого к насилию и не занимался экстремистской деятельностью.
На прошлом заседании в суде выступили свидетели. Первым был допрошен студент МГТУ Тимофей Юдаев, у которого Нестеренко вел философию. Он говорил, что занятия преподаватель вел «не очень профессионально» и после жалоб им сменили преподавателя. По словам Юдаева, он и другие студенты просматривали страницу Нестеренко «ВКонтакте» и нашли аудио и видео с поддержкой Украины.
Сам Нестеренко сказал, что он никогда не видел этого студента и тот дает ложные показания.
После допросили жену обвиняемого Ирину Нестеренко, которая охарактеризовала его как искреннего, честного, отзывчивого, воспитанного, культурного человека. Она сказала, что не видела у него на странице записей на украинском языке на странице, но они были в аудио и видео.
Последним был допрошен оперативник Центра «Э» Иван Серегин, который рассказал, что нашел страницу Нестеренко «в ходе мониторинга», увидел там экстремистские высказывания, после чего отправил протокол осмотра, диск и перевод «со всеми записями, которые были зафиксированы» на экспертизу.
Перед началом заседания Нестеренко говорит журналистам, что воспринимает происходящее «как цирк, в котором играют злые клоуны». Он говорит, что силовики своими действиями хотят породить чувство страха, но порождают только ощущение нелепости.
Он с иронией добавляет, что по тексту обвинения выходит: «Я беру, добавляю песню себе "ВКонтакте", и все — это государство рухнет сразу. Ничего не происходит. Я добавляю еще одну, опять ничего не происходит».
Нестеренко говорит, что заниматься его преследованием никто не заставляет, все «делают это добровольно, чтобы выслужиться перед начальством». Но раз к нему на заседания приходят люди, «все не так уж плохо на сегодняшний день». Он благодарит слушателей и говорит, что для него поддержка очень важна.
Наконец судья Красова открывает заседание — с полуторочасовым опозданием.
В деле новый гособвинитель — Витина.
Выясняется, что свидетели Макарова, Сизов и Хрустачев, который «находится в зоне СВО до января 2026 года», на заседание не явились.
Тогда гособвинительница предлагает огласить показания Хрустачева. Нестеренко и его защитник против, но судья соглашается.
Свидетель Анатолий Хрустачев — лейтенант ФСБ, его допрашивали в июле этого года.
Он рассказал, что силовики получили сведения о причастности Нестеренко к совершению преступлений с использованием интернета. 31 мая 2023 года осмотрели его страницу «ВКонтакте», где нашли вменяемые ему записи, составили протокол исследования предметов и документов, получили судебно-лингвистическую экспертизу и направили результаты ОРМ в следственное управление.
При этом гособвинительница читает, что место работы Нестеренко, указанное на его странице, — МГУ, а не МГТУ.
На этом заседания заканчивается — никто не против отложения для явки остальных свидетелей. Судья назначчает следующую дату: 11 ноября 16:00.
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне