Следственный комитет сообщил об уголовном деле против стендап-комика Артемия Останина по статье о возбуждении ненависти или вражды 15 марта 2025 года. Поводом стал монолог о безногом мужчине в метро, с которым он выступил на записи шоу для «третьего канала», связанного с московским «Стендап-клубом №1».
«Я шел в переходе, никого не трогал. Чувствую: на ногу наступают. Оборачиваюсь, говорю: "Можно аккуратнее?" — а сзади никого нет. Кидаю взгляд вниз, а там этот скейтер без ног сидит. Он еще смотрит на меня, как будто я на место для инвалидов припарковался. Я ничего лучше не нашел, как наклониться к нему и сказать: "Ну, не гоняй ты так сильно". В этот момент сзади меня материализовалась бабка, которая начала кричать, что я хамло. А с хуя ли я хамло в этой ситуации? Меня в метро сбили буквально. Чувак на мине подорвался, решил "угла" в метро дать, а я хамло при этом», — сказал Останин.
Члены провластного движения «Зов народа» усмотрели в шутке «кощунство над трагедией» и «высмеивание нашего воина, потерявшего ноги на СВО», и пожаловались на Останина в полицию. Сам стендапер сказал каналу «Осторожно, новости», что «про СВО в шутке нет ни слова и речи об этом даже близко не идет».
18 марта 2025 года московское управление СК сообщило, что Останина задержали «при попытке пересечь границу Российской Федерации». На видео с допроса стендапер, сидя в кабинете следователя, приносит «свои искренние человеческие извинения».
В тот же день связанный с беларусскими силовиками анонимный канал «Книга ГУ "База"» выложил фото мужчины в наручниках. «Экстремист вчера был передан российским силовикам. Персонаж разжигал ненависть, оскорблял участников СВО и глумился над верующими. При задержании ему тоже рассказали пару "шуток"», — написали авторы поста. Одновременно канал «Белорусский силовик» опубликовал фото Останина возле пограничного пункта России и Беларуси с мясорубкой на шее — в одном из своих монологов стендапер цитировал мурманских единороссов, подаривших мясорубки матерям погибших участников войны в Украине. Судя по опубликованным снимкам, силовики отрезали комику дреды.
19 марта 2025 года Мещанский районный суд Москвы арестовал Останина. На заседании его адвокат рассказала, что стендапера избили в ходе задержания, на его теле обнаружили многочисленные повреждения, а судмедэкспертиза зафиксировала у Останина перелом позвоночника. Член СПЧ Ева Меркачева опубликовала фото со следами побоев на теле комика и со ссылкой на адвоката сообщила, что беларусские силовики во время задержания «наносили множественные удары по его корпусу и конечностям, применяли электрошокер и дубинки». МВД Беларуси назвало информацию об избиении комика «ложной».
25 декабря 2025 года дело против Останина поступило в Мещанский районный суд. Прокуратура Москвы вскоре уточнила, что, кроме возбуждения ненависти за «враждебные комментарии в отношении людей, получивших увечья и утративших трудоспособность», комика обвинили в оскорблении чувств верующих — из-за монолога в марте 2025 года, который «его сообщники» разместили в интернете.
После того, как новый адвокат Михаил Мещеряков ознакомился с делом и пообщался с Останиным, в зал зашли двое его близких. Следом впустили журналистов.
Судья Олеся Менделеева открывает заседание. Останин повторяет свои анкетные данные. Судья уточняет его семейное положение.
— Без пяти минут женат.
— Холост!
Кроме адвоката Мещерякова, в зал на всякий случай вызвали защитника по соглашению Скляра. Останин просит его отпустить, и Скляр покидает зал.
Фото: Медиазона
Копию обвинительного заключения Останин получил 25 декабря, о назначении заседания его не предупреждали. Прокурор Малышева просит продлить ему арест на полгода. Она отмечает, что после возбуждения уголовного дела стендапер «с целью уклониться от уголовной ответственности покинул территорию государства».
Прокурор также добавляет, что у Останина есть «обширные» связи, и он может повлиять на свидетелей. «Предвосхищая позицию защиты», она уточняет что даже несмотря на показания в материалах дела, планирует вызвать свидетелей и потерпевших в суд, намекая, что Останин повлияет на их показания вживую.
После того, как судья Менделеева пролистывает материалы о продлении меры пресечения, адвокат Михаил Мещеряков просит приобщить договор на квартиру, где Останин мог бы отбывать домашний арест.
«Я все это время, десять месяцев, нахожусь ради ничего в СИЗО, просто чтобы это было наказанием», — говорит сам Останин. Он напоминает, что ему сломали позвоночник при задержании. Комик не видит никаких причин продлевать ему меру пресечения, потому что «доказано», что его вина по статье о возбуждении ненависти отсутствует.
Останин также добавляет, что не признает вину и по статье об оскорблении чувств верующих, но если следствие считает нужным судить его по этой статье, он готов. Комик говорит, что не собирается скрываться от следствия, «все паспорта находятся у стороны обвинения, а все банковские счета уже арестованы». «Меня очень заждалась семья, которая скучает точно так же, как и я. У меня без пяти минут жена десять месяцев сидит дома нецелованная. Я думаю, можно это исправить», — подытоживает он и просит отпустить его под домашний арест.
Судья уходит на решение.
После продления меры пресечения судья предлагает отложить заседание, так как Останина вовремя о нем не известили. Прокурор и адвокат не возражают. «Я бы сегодня рассмотрел. Мне сидеть надоело», — бросает сам Останин. «Ну это замечательно, но закон это запрещает», — отвечает судья Менделеева.
Рассматривать дело по существу начнут 19 января. «Я не могу, к сожалению», — шутит комик. Одна из журналисток в зале реагирует на это смешком. «Кому весело, я могу следующее заседание закрыть для слушателей и прессы», — мгновенно реагирует судья.
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Сейчас наша цель — 7 500 подписок с иностранных карт. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне