
Медиазона

Текст · 8 февраля 2023, 19А13
нППа оавлДва, митйртШ цвеО, Рля шДиаЗДва, 

РКН‑files. Что нового мы узнали из 
утечки данных Роскомнадзора

са рДкктШкдти тПйерПейДи клепяй щрт щДиД«т ПеШрДкейеШ

У Роскомнадзора масштабные планы по слежке за 

российским интернетом при помощи нейросетей, и 

часть этих планов уже осуществляется. Как выяснила 

«Медиазона», при помощи ИИ ведомство ищет 

картинки о суициде, посты о войне в Украине, 

«пропаганду нетрадиционных отношений» и другие 

нарушения. Самый главный проект Роскомнадзора — 

«Чистый интернет».

Для сбора данных «Чистый интернет» использует 

API поиска «Яндекса». После уговоров РКН «Яндекс» 

сделал число возможных запросов для ведомства 

больше, чем доступно обычным пользователям. 

Также РКН использовал платформу «Яндекса» 

«Толока», но степень кооперации корпорации 

и ведомства неясна. Активнее всего с РКН 

сотрудничают МФТИ и компания Brand Analytics. 
Отчеты последней состоят из миллионов страниц с 

постами в соцсетях и информацией об их авторах.

ВжаыП»е ткйДрттКА шНз кДкйавляей кщравдт пля щртгПаПтя ВтПДкйраПП»ит ачеПйаитК, ьакйх 
тг Птz щДда Пе ткщДлхгДваПа

«Важные истории» утверждают, что в их 

распоряжении оказался список из 804 фамилий 

людей, о которых ГРЧЦ с 2020 по 2022 год собирал 

информацию для признания «иностранными 

агентами». 139 человек из этого списка уже 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа 1

https://zona.media/article/2023/02/08/grccc
https://zona.media/article/2023/02/08/grccc
https://istories.media/stories/2023/02/08/oko-gosudarevoi-tsenzuri/
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files


Медиазона

внесли в официальный реестр, однако число 

потенциальных «иностранных агентов» может быть 

больше, отмечает издание.

«Настоящее время» пишет, что летом 2021 года, 

перед выборами в Госдуму, ГРЧЦ составлял отчеты 

по спискам целых редакций и общественных 

организаций: «Только за июнь — август специалисты 

центра подготовили 346 таких справок».

Почему составленные в 2021 году справки до сих пор 

не были использованы для признания нескольких 

сотен человек «иностранными агентами», точно не 

знают даже сотрудники Роскомнадзора, отмечают 

«Важные истории». Хотя они предположили, 

что «определяющим фактором [для признания] 

становится оппозиционная деятельность, конфликт 

между изданием и чиновником и т. д.», логика 

внесения в реестр, судя по внутренней переписке, 

остается им «не совсем ясной».

«Настоящее время» обнаружило справки о 

людях и организациях, которые трудно назвать 

оппозиционными. Речь идет о соведущей Владимира 

Соловьева Анне Шафран, телеканале «Царьград» 

и движении «Двуглавый орел» (оба принадлежат 

олигарху Константину Малофееву).

РйпелхПДе вПтиаПте вепДикйвД бпеляей Влтпераи ДМ«екйвеППДчД иПеПтяК т 
ВаПйтрДкктШкдтиК тгпаПтяи

Сотрудники ГРЧЦ также следят за лидерами 

общественного мнения (в переписке используется 

аббревиатура ЛОМ), в списках ведомства значится 

472 человека с указанием рода деятельности и 

ссылками на соцсети, пишут «Важные истории». 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа 2

https://www.currenttime.tv/a/russia-leak-internet-censorship/32262160.html
https://istories.media/stories/2023/02/08/oko-gosudarevoi-tsenzuri/
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files


Медиазона

Пока что все это делается вручную, однако в 

будущем «Роскомнадзор планирует автоматически 

отслеживать аккаунты в соцсетях признанных и 

потенциальных иноагентов и ЛОМов», добавляет 

издание.

«Крупные независимые медиа в мониторингах 

называются "антироссийскими", — уточняет 

"Агентство". — С таким ярлыком упоминаются 

"Русская служба Би-би-си", "Медуза", "Радио 

Свобода", The Insider, канал "Пивоваров. Редакция", 

DOXA».

Как минимум на 17 российских журналистов 

Роскомнадзор составил персональные справки. 

«Агентство» приводит имена некоторых из них: 

Роман Баданин, Максим Гликин, Мария Жолобова, 

Таисия Бекбулатова, Илья Рождественский, Юлия 

Ярош, Кирилл Харатьян и другие. Такого внимания 

удостоились не только журналисты; похожие досье 

есть на основателей организации Activatica Евгению 

Чирикову и ее мужа Михаила Матвеева, основателей 

«Диссернета» Андрея Заякина и Михаила 

Гельфанда, правозащитника и историка Сергея 

Лукашевского, политолога Дмитрия Орешкина, 

карикатуриста Сергея Елкина, финансирующего 

СМИ экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, 

экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана.

уДйрбпПтдт шНз пеляйкя к Цжм, ЭеПйрДи В4К т прбчтит вепДикйваит паПП»ит ДМ ВбчрДгаzК 
в кДОкейяz

О существовании «Кабинета оперативного 

взаимодействия» (КОВ) стало известно еще 

из прошлой утечки башкирского РКН. Судя 

по найденным в переписках скриншотам и 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа 3

https://www.agents.media/agenty-zurnalisty/
https://meduza.io/feature/2022/04/13/meduza-vyyasnila-chto-roskomnazdor-esche-v-2020-godu-sozdal-sistemu-dlya-otslezhivaniya-antivoennyh-materialov-v-internete
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files


Медиазона

обсуждениям изменений, «Кабинет» представляет 

собой тематические чаты между сотрудниками РКН, 

чиновниками и силовиками из МВД, Центра «Э», 

Росгвардии и других ведомств. В чатах цензоры 

вручную делятся обнаруженными «угрозами». 

Можно найти и обсуждение улучшений системы: 

добавить личные сообщения, редактирование и 

удаление сообщений, упоминания участников 

через символ @ и другие стандартные функции 

мессенджеров.

«Настоящее время» приводит список актуальных 

чатов в КОВ на ноябрь 2022 года: «Протестные 

настроения», «Дестабилизация оперативно», 

«Терроризм», «Протестные мероприятия 

оперативно», «Межнациональные отношения», 

«Иностранное вмешательство» и «Экстремизм».

шНз щ»йаейкя пДМтйхкя рагМлДдтрДвдт щрДрДкктШкдтz МлДчерДв в гарбМеыП»z кДОкейяz

Журналисты «Агентства» обнаружили, что, 

согласно отчетам, Роскомнадзор нередко вступается 

перед зарубежными соцсетями за провластных 

комментаторов, даже если они формально никак 

не связаны с российским государством. Например, 

ведомство безуспешно пыталось добиться отмены 

блокировки аккаунтов основателя «ЧВК Вагнера» 

Евгения Пригожина, писателя Захара Прилепина, 

пропагандиста Тиграна Кеосаяна, который также 

приходится мужем главе RT Маргарите Симоньян, 

блогера Дмитрия Пучкова и других. Похожую 

поддержку ведомство оказывало телеканалу 

«Царьград», изданиям Lenta.ru и «Газета.ру», RT-
, «Спутнику» и РИА «Новости», телеканалу 

«Звезда», главе Чечни Рамзану Кадырову, экс-главе 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа ю

https://www.currenttime.tv/a/russia-leak-internet-censorship/32262160.html
https://www.agents.media/roskomnadzor-navka/
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files


Медиазона

«Роскосмоса» Дмитрию Рогозину, трем депутатам 

Госдумы и другим.

жепДикйвД ОеПгбртрбей Пе йДлхдД рДкктШкдтШ тПйерПей, ПД т Меларбкдте каШй»

«Медиазона.Беларусь» пишет, что в утечке также 

обнаружили требования к беларуским СМИ 

удалить материалы, например, о потерях среди 

российских военных или об оккупированных 

украинских территориях. По данным издания, в 

июле 2022 года во внутренней переписке одного 

из отделов Роскомнадзора появилась тема из 

нескольких десятков писем под названием «Задача 

Белоруссия». Там сотрудники РКН вели таблицу, 

отслеживая тысячи публикаций на беларуских 

сайтах, некоторые из них сопровождала пометка: «Да 

(фейк СВО)». «Медиазона.Беларусь» приводит адреса 

сайтов, которые были отмечены таким маркером: 

mediazona.by, btvsat.eu, euroradio.by, flagshtok.info, baj.by, 
gazetaby.media, naviny97.by и другие.

уДйрбпПтдт шНз в»щДлПя5й ВкщеОталхП»е щДрбьеПтяК т гаьт«а5й ПечайтвПб5 тПфДриаОт5 
щД щрДкхМе рбдДвДпкйва

Периодически сотрудники Роскомнадзора получают 

от руководства «специальные поручения», в числе 

которых «ограничение негативной информации» 

о некоторых людях, пишут «Важные истории». 

Например, осенью 2020 года начальник 

управления контроля и надзора в сфере 

электронных коммуникаций Евгений Зайцев 

прислал сотрудникам ссылку на эфир телеканала 

«Россия», во время которого были показаны 

фотографии обнаженной несовершеннолетней 

дочери историка Юрия Дмитриева, осужденного 

на 13 лет по делу о насильственных действиях 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа 6

https://mediazona.by/article/2023/02/08/rknby
https://istories.media/stories/2023/02/08/oko-gosudarevoi-tsenzuri/
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files


Медиазона

сексуального характера. Зайцев отметил, что 

это «крайне резонансная тема» и «в случае, 

если будут поступать жалобы/письма, касающиеся 

этой тематики, направлять сразу мне и БЕЗ 

СОГЛАСОВАНИЯ ничего не делать!». В итоге 

Роскомнадзор не нашел нарушений в том, что 

телеканал демонстрировал фотографии девочки.

В 2019 году Зайцев поручил ограничить «доступ 

к материалам с негативной направленностью про 

[бизнесмена] Рубена Татуляна». Такие же поручения 

касались смерти замкомандира президентского 

полка Романа Лотвина: нужно было вычистить 

информацию о его возможном самоубийстве.

Кроме того, сотрудникам ГРЧЦ ставили задачу 

«завалить жалобами» интервью певицы Наргиз, во 

время которого она между фото продюсера Максима 

Фадеева и Адольфа Гитлера выбрала нацистского 

лидера. Сотрудники Роскомнадзора по указанию 

руководства жаловались на видео за «пропаганду 

фашизма».

ж шНз клепяй га щбМлтдаОтяит Д гпДрДвхе жлаптитра обйтПа т щДкйаит к ДкдДрМлеПтяит в 
ечД апрек

С апреля по октябрь 2022 года Роскомнадзор 

создавал отчеты о публикациях, которые касались 

здоровья российского президента Владимира 

Путина, отмечает «Агентство». В таблички ведомство 

сводит, например, комментарии к роликам из 

ютьюба в духе «Путин и есть — рак!», их 

количество разнится в зависимости от повестки: 

оно увеличилось, когда политолог Валерий Соловей 

объявил об онкологическом заболевании у главы 

государства. Похожим образом РКН следил за 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа 7

https://www.svoboda.org/a/30905069.html
https://static.istories.media/uploaded/documents/2ca14cd5bdd8446cb8aaf60fb693df72.pdf
https://www.agents.media/putin-health/
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files


Медиазона

критикой мобилизации: в мониторинг попадали 

сообщения о том, как мужчины пытаются получить 

бронь через университет «Синергия» или женятся.

Кроме того, в отчеты попадают, например, 

высказывания, в которых Путина назвали «палачом 

Беслана» и критиковали за то, что он ни разу не 

высказал «слова обычного человеческого сочувствия» 

жертвам теракта в Беслане или родственникам 

погибших на «Курске» моряков, пишут «Важные 

истории». С начала российского вторжения в Украину 

в отчетах преобладают сообщения с критикой 

президента за развязывание войны и введение 

санкций против России.

«Настоящее время» обращает внимание, что в 

задачи ГРЧЦ входит и поиск оскорбительных 

картинок (вероятно, для обучения нейросетей): 

сравнения Путина с Гитлером, террористом, вором 

в законе, вампиром, педофилом или маньяком 

или изображения президента в образе женщины, 

«гомосексуалиста», краба или моли и другие.

Редактор: Мария Климова

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r08rt-afs/kdС уйраПтОа N

https://static.istories.media/uploaded/documents/70ae485ec1234cd7a2f26f5fde667536.pdf
https://www.currenttime.tv/a/russia-leak-internet-censorship/32262160.html
https://zona.media/article/2023/02/08/rkn-files

