
Медиазона

Текст · 13 февраля 2023, 1251П
Вавел саиьлzев, 

Оберегая «Спутник». Роскомнадзор 
согласует блокировки иностранных 

сайтов с АП, опасаясь ответного 
бана «России сегодня»

В середине мая 2022 года на почту сотрудника 

администрации президента Александра Смирнова 

пришло письмо от главы Роскомнадзора 

Андрея Липова. Руководитель РКН просил 

Смирнова согласовать блокировку нескольких 

зарубежных сайтов, на которых Генпрокуратура 

обнаружила «недостоверную общественно значимую 

информацию о проводимой Вооруженными Силами 

Российской Федерации специальной военной 

операции». 

Речь в письме шла о медиа[1], зарегистрированных 

в Азербайджане, Беларуси, Израиле, Казахстане, 

Кыргызстане и Турции. Как указывал Липов, 

некоторые их публикации российские суды 

запретили к распространению на территории РФ — 

в них говорилось об атаках на объекты гражданской 

инфраструктуры в Украине и многочисленных 

жертвах среди мирного населения. Шеф РКН писал, 

что его ведомство требовало удалить публикации, но 

иностранные сайты не выполнили это требование. 

Поэтому чиновник предлагал заблокировать их 

«целиком», но со странной оговоркой — «учитывая 

факт того, [что] в Государстве Израиль, в 

Республиках Азербайджан, Казахстан и Беларусь, 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а 1

https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap


Медиазона

а также в Киргизской и Турецкой Республиках 

распространяется Sputnik (МИА "Россия сегодня")».

В администрации президента 50-летний Александр 
Смирнов занимает должность начальника 
управления по общественным связям и 
коммуникациям. Судя по упоминаниям на сайте 
Кремля, в обязанности Смирнова, в частности, 
входит общение с россиянами из регионов, 
записавшимися на прием к президенту, чтобы 
пожаловаться на неработающий водопровод 
или разбитые дороги. Смирнов же следит 
за исполнением поручений, которые дают 
губернаторам по итогам таких встреч.
Возглавляемое Смирновым управление 
подчиняется первому замруководителя 
администрации президента Алексею Громову, 
которого принято считать главным цензором и 
пропагандистом Кремля.

В изученных «Медиазоной» письмах и документах 

РКН нет прямых указаний на то, что ведомство 

согласовывает с АП блокировку российских сайтов. 

Однако одобрение администрации требуется, когда 

в список на блокировку попадают зарубежные 

ресурсы. Этот дополнительный фильтр, судя 

по всему, нужен, чтобы не спровоцировать 

возможную ответную блокировку международного 

информагентства «Спутник» и одноименного радио-
[2], которые вещают на десятки стран. 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а 2

http://letters.kremlin.ru/news/by-person/65
http://letters.kremlin.ru/news/by-person/65/36092
http://letters.kremlin.ru/news/by-person/65/36830
https://www.vedomosti.ru/technology/news/2020/10/08/842565-stal-izvesten-kandidat-na
https://www.proekt.media/portrait/alexey-gromov/
https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap


Медиазона

Скриншот: Медиазона

Об этом свидетельствуют автоматически 

сгенерированные отчеты об ошибках в реестрах 

подлежащих блокировке сайтов, которые приходят 

на почту сотрудникам РКН. В десятках таких 

отчетов «Медиазона» обнаружила повторяющийся 

абзац: «Если будут попадаться сайты-представители 

этих стран под нашу блокировку, докладывайте 

прежде блокировки справочно. Нужно будет 

согласовывать с АП блокировку. Чтобы те не 

приняли ответных мер по блокировке спутника там». 

Такие предупреждения, как заметила «Медиазона», 

появляются, когда в реестр на блокировку включают 

ресурсы из Армении, Азербайджана, Беларуси, 

Израиля, Индии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, 

Сербии, Турции или Узбекистана.

Скриншот: Медиазона

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а 3

https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap


Медиазона

Кроме того, из переписки между сотрудниками 

подведомственного РКН Главного радиочастотного 

центра (ГРЧЦ) следует, что они руководствуются 

неким «Перечнем стран для согласования 

ограничений доступа (по решению АП)». Самого 

перечня в массиве документов, доступ к 

которым получили «Киберпартизаны», «Медиазоне» 

обнаружить не удалось, но чиновники регулярно на 

него ссылаются. 

В служебной переписке от 19 октября 2022 года, 

озаглавленной «Письмо в АП по установленной 

форме», жирным шрифтом и подчеркиванием 

выделено напоминание: «Все новостные ресурсы из 

Перечня стран требуется согласовывать письмами в 

АП, независимо от значимости». 

В корпоративном чате под названием «Чат 

Согласования ЕАИС» 24 октября того же года Максим 

Мигланов из ГРЧЦ пишет, что цензоры должны 

учитывать «риски общественного резонанса в случае 

ограничения доступа» к зарубежным сайтам. 

Вероятно, именно поэтому в переписке РКН 

с АП часто упоминаются торрент-трекеры и 

пиратские онлайн-кинотеатры. К примеру, в октябре 

2022 года после претензий правообладателей 

Андрей Липов уточнял у Александра Смирнова, 

можно ли заблокировать армянский торрент-трекер 

Torrentut.do.am, где выложен сериал «Реальные 

пацаны».

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а 6

https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap


Медиазона

Скриншот: Медиазона

Еще один сайт, ограничение доступа к которому 

РКН пришлось согласовывать с АП — электронная 

библиотека Knigomir.do.am. Глава Роскомнадзора 

спрашивал одобрения Смирнова на блокировку 

страницы с романом писателя Вадима Панова «Все 

оттенки черного»[3] по решению Мосгорсуда. Дело 

касалось авторских прав, в суд обратился сам 

беллетрист, страница с книгой в итоге была удалена. 

Но все же главной темой писем и справок, которые 

глава РКН отправляет в администрацию президента, 

остается война в Украине — точнее, публикации 

зарубежных СМИ о положении дел на фронте, 

которые расходятся с официальными данными 

Минобороны.

Например, Липов запрашивал у Смирнова 

разрешение на блокировку новости 

азербайджанского портала Moderator.az под названием 

«Потери оккупантов в Украине почти 18 000 человек, 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а П

https://moderator.az/ru/aktual/505096/poteri-okkupantov-v-ukraine-pochti-18000-chelovek-genshtab
https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap


Медиазона

— Генштаб». В другом письме Роскомнадзор просил 

одобрить блокировку статьи английской Daily Mail, в 

которой упоминалась инструкция по изготовлению 

коктейля Молотова. Поводами для переписки между 

РКН и АП становились петиция Льва Пономарева 

«Остановить войну в Украине» на Change.org, 

собравшая на сегодняшний день почти 1,3 миллиона 

подписей, и сообщение на официальном сайте 

дипломатического представительства Германии в 

России. 

При этом процедура бюрократического согласования 

часто оказывается для Роскомнадзора важнее, чем 

решения российских судов, следует из переписки. 

Например, РКН так и не заблокировал сайт турецкого 

государственного информагентства «Анадолу», хотя 

его тексты регулярно попадают в реестр запрещенной 

информации.

Так, в переписке от 18 апреля цензоры обсуждали 

решение Фрунзенского районного суда Владивостока, 

который признал запрещенной информацию из 

статьи «Анадолу» о потерях российских войск в 

Украине. 

«Фиксируем, не блокируем, согласовываем 

блокировку. Запутался. Что делать то с ним 

в итоге можно?)» — растерянно спрашивает у 

коллег сотрудник ГРЧЦ Валентин Дегтев. «Турецкие 

ресурсы блокировать только по согласованию, 

обращайте на них ОСОБОЕ внимание!» — отвечает 

ему Рустэм Хамзин из РКН. 

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а 7

https://www.dailymail.co.uk/news/article-10563583/Moment-brave-Ukrainians-hurl-Molotov-cocktails-Russian-tank-window-passing-car.html
https://www.change.org/p/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%83-%D1%81-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9-2ce0a2d7-b957-4e23-981a-c67a26e2b0b7
https://germania.diplo.de/ru-ru/aktuelles/-/2521076
https://www.aa.com.tr/ru/мир/вс-украины-потери-российских-войск-превысили-5-7-тыс-человек/2519184
https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap


Медиазона

18 июля Максим Мигланов упоминает[4] «Анадолу» в 

числе сайтов, в отношении которых «ведется работа 

по удалению запрещенной информации». Чиновник 

пишет, что «ранее конкретные ссылки в отношении 

ресурса 13 раз вносились в Реестр, запрещенная 

информация по ним не удалена», и добавляет, что 

сайт «внесен в стоп-лист» — «ААГ[5] 13.04.2022 не 

согласована его блокировка». 

Скриншот: Медиазона

Редактор: Дмитрий Ткачев

1. Это были media.az, belmarket.by, nikk.agency, manas.news, 

altyn-orda.kz и aa.com.tr.

2. Входят в медиагруппу «Россия сегодня», возглавляемую Дмитрием 

Киселевым и Маргаритой Симоньян.

3. Составить представление о книге можно по цитате на сайте книжного 

магазина «Лабиринт»: «Это не было наваждением. Ослепительная 

красавица, завершая свой танец, действительно впилась в горло юного 

партнера. И отрезанная голова ребенка, вылетевшая на сцену из 

зрительской ложи, тоже не была бутафорией».

4. В письме, которое озаглавлено «Подсветить в докладе (отработка 

удаления)».

5. «Медиазоне» не удалось выяснить, что такое или кто такой 

ААГ. Возможно, это инициалы первого заместителя руководителя 

администрации президента Алексея Алексеевича Громова.

ona.medi/.r.tc/lkdr2023r02r13rt-ap.С тнраць4а -

https://zona.media/article/2023/02/13/rkn-ap

