
Медиазона

Новость · 6 сентября 2021, 08z06

«Агентство»: возглавив 
Минобороны, Шойгу расширил 

пресс‑службу до ста человек, они 
обзванивают СМИ и требуют 

опровергать новости

Министр обороны Сергей Шойгу после занятия 

поста увеличил число сотрудников пресс-службы 

ведомства до ста человек, которые обзванивают 

СМИ с требованием опровергать новости. Об 

этом сообщает «Агентство» — издание, созданное 

журналистом Романом Баданиным[1] после признания 

«Проекта» «нежелательной»[2] организацией.

По данным нескольких источников «Агентства», 

после прихода на пост министра обороны в 2012 

году Шойгу резко увеличил число сотрудников 

пресс-службы. Вместо «нескольких десятков» там 

стало работать около ста человек, подтвердили 

изданию два экс-сотрудника департамента 

информации и массовых коммуникаций (ДИМК), 

который создали на базе пресс-службы минобороны. 

Новый департамент стал работать круглосуточно.

 «При [бывшем министре обороны Анатолии] 

Сердюкове на первой полосе любого СМИ мог 

выйти критический материал, и министр никак не 

реагировал, а вот теперь "Коммерсант" на последней 

полосе писал что-то про армию, и генералы получали 

задание звонить [владельцу газеты бизнесмену 

Алишеру] Усманову с требованием опровергнуть 

ona.medi/.wads9w2021w0bw06we/anrnynaС атринц3и 1

https://www.agents.media
https://zona.media/news/2021/09/06/minoborony


Медиазона

материал», — объяснил «Агентству» офицер ДИМК 

новый способ работы пресс-службы.

Работавшие в Минобороны собеседники утверждают, 

что при Шойгу «в кабинетах всех заместителей 

министра» поставили экраны, чтобы отслеживать 

публикации СМИ о ведомстве.

Другой источник «Агентства», также работавший в 

Минобороны, рассказывает, что если о происшествии 

в армии написало региональное СМИ, то сотрудники 

ДИМК «начинали обзванивать другие издания 

региона с просьбой ничего не выпускать». «Так 

больше шансов, что публикацию не заметят 

федеральные медиа», — объяснил собеседник.

В качестве примера «Агентство» приводит 

случайный залп боевого вертолета Ка-52 на 

учениях «Запад-2017» в Ленинградской области, 

из-за которого были ранены несколько человек. О 

происшествии рассказало издание 66.ru, публикацию 

заметили другие СМИ, и работникам ДИМК 

пришлось выпускать опровергающий релиз.

«Агентство» приводит и другие эпизоды работы 

пресс-службы Минобороны. Например, в 2017 

году Шойгу говорил о достижениях российской 

армии в Сирии на совещании министров 

обороны стран-членов АСЕАН. Министр сказал, что 

«освобожденная площадь составляет 503 тысячи 223 

квадратных километра», хотя это в 2,5 раза больше 

всей площади Сирии.

После того, как новость попала в «Яндекс», 

утверждают бывший журналист пула Минобороны 

ona.medi/.wads9w2021w0bw06we/anrnynaС атринц3и 2

https://66.ru/news/incident/202950/
https://zona.media/news/2021/09/06/minoborony


Медиазона

и сотрудник пресс-службы, офицеры министерства 

звонили в компанию и вели с «Яндексом» переговоры 

о снятии новостей. «Медиазона» отправила запрос в 

компанию, на момент публикации новости «Яндекс» 

не успел ответить на вопросы.

После публикации новости пресс-служба «Яндекса» 

сообщила, что «Яндекс.Новости» «никогда не 

редактирует сюжеты и не влияет вручную на их 

ранжирование». 

«В случае, если СМИ некорректно осветило событие, 

мы можем только посоветовать обратиться к изданию 

для корректировки информации. Если источник сам 

удалил новость, то она исчезает и в Яндекс.Новостях.

С 2020 года у нас также появился функционал 

"официальный комментарий" на странице сюжета, 

через который СМИ могут передать опровержение 

или значимое уточнение к новости», — сообщили 

«Медиазоне» в пресс-службе. 

Некоторые «хорошие» публикации о ведомстве 

и Шойгу, добавляет «Агентство», «придумывают» 

также в пресс-службе Минобороны, а затем передают 

их подрядчику в здании напротив Генштаба в 

центре Москвы. Издание выяснило, что подрядчик 

— структуры бизнесмена Владислава Клюшина, 

которого задержали в Швейцарии по запросу США.

1. Российские власти продолжают массово и бессистемно пополнять 

списки «иностранных агентов» — туда включают правозащитников, 

политиков, активистов, журналистов, некоммерческие организации и 

издания. Закон о СМИ обязывает нас указать, что Роман Баданин 

ona.medi/.wads9w2021w0bw06we/anrnynaС атринц3и 4

https://tass.ru/proisshestviya/12303475
https://zona.media/news/2021/09/06/minoborony


Медиазона

внесен Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного 

агента».

2. После признания Генпрокураторой «нежелательной» организация, 

согласно законодательству, должна прекратить работу в России, 

ее счета блокируются. За продолжение работы ее руководителям, 

участникам грозит уголовное дело по статье 284.1 УК. В июле там также 

прописали наказание за донаты такой организации.

ona.medi/.wads9w2021w0bw06we/anrnynaС атринц3и &

https://zona.media/news/2021/09/06/minoborony

