Главный редактор онлайн-издания «Реальная Хакасия» Ирина Гирш и местный правозащитник Игорь Тургульдинов задержаны по подозрению в мошенничестве. Первым в понедельник об этом сообщило информационное агентство «Хакасия».
Позднее МВД республики подтвердило информацию о задержании, не называя фамилий подозреваемых. По версии следствия, в полицию 28 июня поступило заявление «от гражданина о том, что неизвестные лица пытаются завладеть его деньгами в сумме более 3 млн рублей».
«Сотрудниками уголовного розыска МВД по Республике Хакасия в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что подозреваемыми в совершении мошеннических действий в отношении заявителя являются главный редактор одного из информационных интернет-сайтов Хакасии и руководитель одной из региональных правозащитных общественных организаций», — говорится на сайте ведомства.
Возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере).
«Важно отметить, что действия подозреваемых не связаны с их профессиональной деятельностью», — подчеркивают в МВД.
По данным ИА «Хакасия», следствие планирует ходатайствовать об аресте подозреваемых.
«Официально обоим инкриминируют “мошенничество”. Неофициально озвучивается другая версия — возглавляемый Ириной сайт очень уж смелый, позволяет резкие высказывания в адрес властей, даже порой более резкие, чем на ИА “Хакасия”», —пишет издание. И уточняет, что по версии следствия, Тургульдинов обещал некоей женщине посодействовать в освобождении ее мужа из-под стражи за определенную сумму.
Заявление в полицию на журналистку и правозащитника написала жена недавно осужденного за мошенничество экс-главы регионального отделения «Росгосстраха» Олега Хомченко, уверен главный редактор интернет-журнала «Новый фокус» Михаил Афанасьев.
«Полицейские этого особо не скрывают, только в появившемся после обеда пресс-релизе секретничают», — рассказал Афанасьев «Медиазоне».
В последнее время хакасский сайт стал набирать популярность, жестко критикуя бездействие местных властей на фоне опустошительных пожаров. «В регионе только два независимых издания – мы и “Реальная Хакасия”. Хочу сказать, что Ирина — журналист с немалым стажем работы, у нее профессиональное издание и, что самое главное, она писала правду, очень жесткую», — рассказывает «Медиазоне» главный редактор ИА «Хакасия» Валентина Устяхина.
Фактически Ирина Гирш была единственным автором сайта, говорят хакасские журналисты, на ней держалось все издание. Активно с «Реальной Хакасией» сотрудничал и задержанный вместе с ее главредом Игорь Тургульдинов. Год назад он создал в городе Черногорске правозащитную организацию «Эгида-Контур».
Тургульдинов — не настоящая фамилия подозреваемого, ранее его звали Игорь Пикалов. «В конце 1990-х годов он работал водителем в роте патрульно-постовой службы (ППС) города Кызыла. Но милицейская служба Игоря Пикалова кончилась 5 декабря 1997 года», — пишет информационное агентство «Тува-онлайн».
«В тот день Игорь Пикалов самодельным охотничьим ножом зарезал двух сестер-пенсионерок. Милиционер-водитель сначала пять раз ударил ножом в живот и в грудь 72-летнюю Аграфену Тонких. А потом расправился и с младшей из сестер, причем ее он ударил ножом 11 раз! Следствие и суд выяснили, что причиной двойного убийства стал конфликт, возникший при обмене жилья», — приводит подробности издание. Пикалов был приговорен к 16 годам колонии строгого режима, после отбытия 10 лет наказания он вышел на свободу по УДО.
«Общался с ним, крайне странный тип. Лично у меня сложилось ощущение, что рассматривает правозащиту как заработок и влияние. Но, должен сказать, Игорю хотелось не только этого, конечно, он хотел и участвовать в каких-то наших проектах, стремился, пытался как-то с нами сотрудничать», — рассказывает Михаил Афанасьев.
Главред ИА «Хакасия» Валентина Устяхина пока затрудняется говорить, напрямую ли связано задержание с профессиональной деятельностью Ирины Гирш. По ее словам, критикующие власти и губернатора Виктора Зимина издания сталкиваются с трудностями. «Нас просто экономически душат. Вызывают в администрацию тех, кто с нами сотрудничают и им открыто говорят: “Вы с ума сошли?”. Этот же прессинг наверняка испытывала Ира», — продолжает Устяхина.
«Ирина Гирш последнее время сильно критиковала правительство. Оперативность МВД тоже подтверждает политическую подоплеку. 28 июня против Ирины и Тургульдинова было написано заявление, и в тот же день провели оперативно-розыскные мероприятия и обоих задержали», — отмечает главред «Нового фокуса» Афанасьев. Он говорит, что задержание Гирш может быть сигналом всем тем, кто на фоне пожаров стал особо рьяно критиковать местные власти и губернатора Зимина.
Еще один местный журналист, пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Медиазоне», что за месяц до процесса люди, близкие к обвиняемым по делу «Росгосстраха», выходили на него с предложением о сотрудничестве. «Предлагали обсудить, как суд освещать, какой может быть эффект итоговый, сколько по деньгам и так далее. Они как бизнесмены. Мы платим, вы нам результат скажите. Но я отказался», – говорит он. Журналист допускает, что с такое же предложение могли получить и в «Реальной Хакасии».
«Мне одно непонятно, как Ирина могла обещать, что "отмажет" их от тюрьмы. Она такого никогда бы не пообещала, не глупая же. Или наоборот, совсем уж их глупыми считала, что, опять же, на нее непохоже. У меня только одно объяснение: либо им это обещал Тургульдинов, надеясь, что те, даже получив срока, ничего им сделать не смогут. Либо в курсе были оперативники уголовного розыска, и "поработали" с родственниками осужденных. Так и появилось это заявление», — допускает он.
Экс-директор филиала ООО «Росгосстрах» по Хакасии Олег Хомченко и его заместитель Ирина Долгачева в начале июня 2015 года получили по два года лишения свободы по части 4 статьи 159 УК (мошенничество). По версии следствия, они причинили компании ущерб в размере 3 млн 570 тысяч рублей.
Всего на сайте «Реальной Хакасии» вышло семь статей о деле «Росгосстраха»: первая появилась 8 июня, в день приговора, последняя — неделю назад, 22 июня. На следующий день после приговора «Реальная Хакасия» сообщила об опасениях адвоката за жизнь заместителя Хомченко Ирины Долгачевой, которой, по мнению защитника, грозит в СИЗО «случайная» смерть.
10 июня издание публикует монолог дочери Хомченко, которая называет дело против отца «чистой воды заказом». 11 июня выходит материал «Дело "Хомченко — Долгачева" приобретает политический оттенок», вместе с которым было опубликовано видеообращение сына Долгачевой.
Новый материал по делу «Росгосстраха» выходит только через восемь дней, 19 июня, в нем представлен анонимный рассказ сотрудницы хакасского филиала Росгосстраха «о том, что сейчас творится в филиале». Монолог завершается обращением редакции «Реальной Хакасии» к правоохранительным органам: «Имеются документы и свидетели рассказанного, хоть и анонимно, сотрудницей филиала. Люди готовы на сотрудничество с силовиками и надзорниками».
В тот же день на сайте издания появляется заметка «Почему "прессуют" Хомченко?». «Реальная Хакасия» приводит реакцию читателей на дело «Росгосстраха»: «Почему вдруг началось такое давление на руководителя, ведь работал же 11 лет, и все устраивало»; «Что, Хомченко не поделился с боссом?», «Такой прессинг просто так не бывает», «Кому Хомченко перешел дорогу?». Затем следует монолог самого осужденного Хомченко на четыре абзаца.
В последнем материале, вышедшем 22 июня, издание «предоставляет слово второй стороне», чтобы пояснить, за что суд «влепил» Хомченко и Долгачевой по два года колонии. В заметке сухо представлен комментарий пресс-службы «Росгосстраха».
До приговора издание об этом деле не писало вообще.