Раменки. Гаражи. Осада
Мария Березина
Раменки. Гаражи. Осада
19 февраля 2016, 10:34

В московском районе Раменки находится гаражное объединение «Стрела», известное местным жителям как «Шанхай» — это десять тысяч гаражей, которые занимают площадь около 50 гектаров.

получили обещанных денег, некоторым выплатили от десяти до 50 тысяч рублей.

Нападения

7 февраля пенсионера Сергея Соловьева встретили у подъезда неизвестные. «После митинга шел, смотрю — сидят на лавочке три человека. Я поздоровался, я со всеми, как в деревне здороваюсь, а мне говорят: "Вы Соловьев Сергей Григорьевич? А чего ты, дед, лезешь и мешаешь людям работать? Тебе деньги заплатили? Мы тебе сейчас по шапке дадим, всю оставшуюся жизнь проведешь в больнице"», — рассказывает 77-летний ветеран ГРУ Соловьев.

Старика ударили, по его словам, не сильно — по голове, но по касательной: только слетела шапка. Увидев драку, из проезжавшей мимо машины вышли двое мужчин и прогнали нападавших на пенсионера. Соловьев не стал писать заявление в полицию.

Еще до митинга напали на его организатора — Вадима Коровина. «Я подошел к своему автомобилю, завел его, попытался выехать, но мне заблокировали выход. Тогда я направился в другую сторону, но и там заблокировали», — рассказывает активист. Когда Коровин не смог выехать из двора, к его машине подошел неизвестный мужчина и попросил прикурить. Активист не успел заблокировать двери: мужчина открыл одну из них, брызнул перцовым газом в лицо Коровину и несколько раз ударил его. Автовладелец попытался отбиться, в итоге нападавший убежал. Коровин, в отличие от ветерана ГРУ, подал заявление в полицию.

История «Шанхая»

Коровин связывает нападение с конфликтом вокруг «Шанхая» — так местные жители называют гаражный кооператив «Стрела» в районе Раменок, занимающий примерно 50 гектаров и раскинувшийся от проспекта Вернадского до Мичуринского проспекта и от Библиотеки МГУ до парка 50-летия Октября. В «Шанхае» располагаются не только частные гаражи, но и дешевые автосервисы, кафе, репетиционные базы музыкантов и даже мотоклуб; около 300 человек жили здесь постоянно — в надстроенных над гаражами боксах с электричеством, отоплением и канализацией.

Власти города решили кооператив снести — на его месте будут построены новые учебные корпуса МГУ. Застройщиком выступает группа «Интеко», ранее принадлежавшая Елене Батуриной, а сейчас находящаяся под контролем структур Михаила Гуцериева и его племянника Микаила Шишханова.

Снос гаражей начался осенью 2015 года; под ковш экскаватора попало уже около 10% построек. На общественных слушаниях владельцам обещали выплатить компенсации: за железный бокс — 100 тысяч рублей, за бетонный — 200 тысяч. Был предложен и альтернативный вариант: можно не брать компенсацию, а выкупить место в новом, еще не построенном паркинге по себестоимости — от 600 тысяч рублей до одного миллиона. Такие условия устроили большинство хозяев гаражей. Позже, когда они, собрав необходимые документы, пришли составлять договоры, выяснилось: выплачивать им оговоренные суммы никто не собирается. На сегодняшний день только несколько обратившихся за компенсацией смогли получить причитающиеся им деньги, остальным выплатили в лучшем случае от десяти до 50 тысяч рублей — либо не заплатили вовсе. Каких-либо справок о том, что собственники сдали свои документы на гараж, им не выдают, а деньги приходят с неизвестного счета; в графе «назначение платежа» отметок, что это компенсация за снесенный гараж, нет. Коровин и другие владельцы гаражей пытаются добиться от застройщиков выполнения договоренностей.

Снос гаражей и выплату компенсаций проводит компания-подрядчик ООО «АйДиЭс Партс», генеральный директор — Олег Кузнецов. На выплату компенсаций ей выделено около 1,5 млрд рублей, еще 1,2 млрд рублей заложено на расчистку места и вывоз мусора.

Согласно решению Гагаринского районного совета народных депутатов от 20 марта 1991 года (есть в распоряжении «Медиазоны»), землю под гаражи здесь выделяли во временное пользование, однако в Советском Союзе не было понятия частной собственности на землю, поэтому фраза о «временном пользовании» была тогда скорее эвфемизмом. Позже большинство членов кооператива «Стрела» так и не переоформили свои боксы в собственность — тем, кто не собирался продавать свой гараж или упоминать его в завещании, такая процедура казалась пустой, но трудоемкой формальностью.

Снос

Сейчас владельцы боксов в Раменках уже не могут зарегистрировать свои гаражи как собственность. Однако федеральный закон стоит на стороне гаражников: если земля потребовалась для государственных нужд, то с владельцами участка, выделенного во временное пользование, надо поступать как с собственниками — независимая оценка, выкуп. Исключение предусмотрено только для самостроя, который сносят без компенсации.

Среди членов кооператива «Стрела» много выходцев из спецслужб – землю под гаражи в Раменках выделяли в том числе и сотрудникам разведки. У ветерана ГРУ Соловьева снесли четыре гаража. Компенсацию ему удалось получить, но только 200 тысяч рублей; он добивается выплаты остальных средств и собирает документы для подачи иска. Из его гаража пропали дорогостоящие инструменты, мотоблок и генератор, полицейские приняли заявление о краже. Таких заявлений в местном отделении полиции скопилось уже более пятисот. Из идущих под снос гаражей пропадает множество вещей — от инструментов и шин до мебели и бытовой техники.

«У пенсионерки был гараж, доставшийся от мужа, там хранился его старый автомобиль и инвалидное кресло. Машину она как-то успела быстро вытащить, а кресло осталось в гараже, который снесли. Когда она позвонила участковому, он ей просто предложил самой поискать и пообщаться с теми, кто сносил ее гараж», — рассказывает Коровин. По словам активиста, гаражи сносили с автомобилями внутри. После публикаций в прессе и шума в соцсетях представители подрядчика стали действовать аккуратней, замки на гаражах начали срезать, а автомобили оттуда — вывозить. И даже предупреждали владельцев о сносе заранее.

Уголовное дело

Вадим Коровин написал заявление с требованием возбудить уголовное дело по факту нападения, которому он подвергся перед митингом в защиту частной собственности. Спустя несколько дней дело было возбуждено по пункту «а» части 2 статьи 116 УК (побои из хулиганских побуждений). Спустя десять дней на канале «Движение» появилась видеозапись с камеры наружного наблюдения, которая зафиксировала момент нападения на Коровина. На съемке заметен Ford Focus белого цвета со снятыми номерами; именно на нем, по словам активиста, скрылся нападавший и его помощники. Пользователи соцсетей, обсуждавшие инцидент с Коровиным, быстро заметили, что у автомобиля характерный тюнинг, и нашли фотографию владельца очень похожей машины на популярном сайте автовладельцев drive.ru — но уже с номерами. Аккаунт ее хозяина спустя несколько минут был удален, но скриношоты удалось сохранить.

«Мне после появления видеозаписи с камеры наружного наблюдения несколько человек показывали, но вот этот человек с drive.ru похож на того, кто напал на меня 7 февраля», – объясняет активист. Он надеется, что видеозапись с подозреваемым позволит дознавателю довести работу до конца. «Пока розыск идет не очень энергично», — констатирует Коровин.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке