Иллюстрация: Алексей Сухов / Медиазона
Любимые композиции российских тюремщиков и их иностранных коллег из Копейска, Сегежи, Гуантанамо и Абу-Грейба, прослушивание которых заставляет заключенных биться головой об стену и вызывает кровотечение из ушей.
Место: ИК-6 в Копейске Челябинской области.
Пытка: Динамики и репродукторы, из которых на полной громкости неслись детские песенки, были установлены во всех камерах и прогулочном дворике ШИЗО, вспоминал бывший заключенный Руслан Латыпов. Музыка играла почти непрерывно, от 16 до 24 часов в сутки: «У меня все время звенит в ушах. А тогда в камере я вообще спать не мог (ночью звука не было, но в голове он звучал)».
«Также пытки музыкой происходили путем привязывания к ушам двух динамиков при том, что меня самого привязывали в подвешенном состоянии к решетке, после чего чрезмерно громко включалась музыка», — рассказывал Латыпов.
Чаще всего звучали песни из советских мультфильмов: «Чунга-чанга», «Два веселых гуся», «Антошка», но в некоторые дни сотрудники колонии меняли репертуар и ставили на бесконечный повтор одну или две песни: обычно это была «Дуся-агрегат» группы «Любэ» и «Голубая луна» Бориса Моисеева.
Место: Тюрьма Абу-Грейб в Ираке.
Пытка: Заключенным не позволяли спать и заставляли слушать громкую музыку, чередуя тяжелые группы вроде Metallica и Rage Against The Machine с песенками из детских передач — таких, как «Улицы Сезам» или «Барни и друзья».
«Эти люди никогда не слышали хэви-метал. Для них это невыносимо. Если вы слушаете подобную музыку 24 часа в сутки, ваш мозг и тело постепенно утрачивают свои функции, ваши мысли замедляются, а воля оказывается сломлена. И тогда приходим мы и допрашиваем», — говорил позже о применявшихся американскими военными и сотрудниками спецслужб методах допроса сержант Марк Хадселл.
Когда происходящее в Абу-Грейбе получило огласку, участники Nine Inch Nails, Pearl Jam, R.E.M. и Rage Against The Machine потребовали от правительства США прекратить пытки музыкой. Музыканты Metallica просили военных не использовать на допросах их песни; впрочем, когда речь заходила о пытках, артисты чаще отшучивались: «Мы мучили своих родителей и жен нашей музыкой много лет. Почему бы и не иракцев?».
Место: помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) при ИК-7 в Нижегородской области.
Пытка: Шахматист Юрий Шорчев, от которого требовали явку с повинной по делу об убийстве, вспоминает, как его голым выводили из камеры в коридор и ставили на «растяжку», приматывая скотчем к решетке. Над головой на всю мощность включали динамик. Играла группа Rammstein.
«От такого сильного звука порой не просто глохнешь — физически ужасно больно, из ушей идет кровь. Пытка длилась всю ночь. Кстати, тот же Rammstein я слушал вообще каждый день и в камере — через маленький динамик над дверью. Такая музыка могла тоже свести с ума», — рассказывал Шорчев.
Место: «Темная тюрьма» под Кабулом в Афганистане, где, по воспоминаниям некоторых заключенных, арестантов неделями держали в полной темноте.
Пытка: Заключенный Гуантанамо Биниям Моххамед рассказывал, что в «Темной тюрьме» его в течение 20 дней без перерыва заставляли слушать Slim Shady Эминема и песни Доктора Дре. Многие заключенные кричали и бились головой об стену. «Я без остановки слышал их снова и снова. Так ЦРУ месяцами, днем и ночью, обрабатывало людей, в том числе и меня. Многие сходили с ума».
Правозащитная организация Reprieve опубликовала список из 33 композиций, которыми пытали заключенных в Гуантанамо. В этот трек-лист вошли песни Limp Bizkit, AC/DC, Queen, Metallica, Эминема, Брюса Спрингстина, Кристины Агилеры, Бритни Спирс, Селин Дион, Принса и других исполнителей.
Место: ИК-6 в Копейске Челябинской области
Пытка: Экс-заключенный Даниил Абакумов вспоминал, что осужденного запирали в камере ШИЗО или в кабинете медсанчасти, на голову надевали металлическое ведро с прикрепленными к нему динамиками и включали громкую музыку. «Человек привязывается скотчем к решетке на "растяжке", на голову надевается ведро с динамиками, из которых звучит громкая музыка и автомобильная сигнализация. Периодически приходит в кабинет дневальный и бьет по паху бляхой ремня, либо сотрудники колонии ногами "распинывают" пах», — описывал он пытку.
По словам Абакумова, издевательства могли длиться от шести часов до нескольких суток. Чаще всего сотрудники колонии использовали композиции Rammstein и «Голубую луну» Бориса Моисеева.
Место: ИК-7 в городе Сегежа в Карелии
Пытка: Избиения в ШИЗО колонии обычно начинаются под композиции группы «Любэ» или песни военно-патриотического репертуара, рассказывают заключенные. «Там с утра до вечера играет музыка, очень громко, это бьет в уши. Годами играют одни и те же песни. За свои 15 суток я чуть не сошел с ума», — рассказывает Валерий Петров (имя изменено).
«Заключенные, не знающие про скандал с письмом, подтверждают слова Дадина про пытки. В том числе в деталях: про наручники, про голову в унитаз. Они говорят и о громкой музыке, там «Любэ» постоянно. Врубают в восемь утра на полную «Прорвемся, опера» — и так до отбоя. И это все орет на максимуме. Кроме «Любэ» включают десятиминутную запись о правах и обязанностях осужденных», — рассказывает член президентского совета по правам человека Павел Чиков, побывавший в колонии.
Фронтмен «Любэ» Николай Расторгуев комментировать использование его музыки для пыток отказался.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
Канцлер Германии Олаф Шольц подтвердил поставку Украине первых танков Leopard II