Фото: Олег Харсеев / «Коммерсант»
Задержанный 14 марта анархист Святослав Речкалов рассказал членам Общественной наблюдательной комиссии Москвы Евгению Еникееву и Когершын Сагиевой о пытках электротоком и избиениях. В подтверждение своих слов он показал наблюдателям следы шокера — «красные точки разного размера на внешних сторонах бeдер и колене», эти повреждения зафиксировала фельдшер ИВС. Речкалова и еще нескольких человек задержали в рамках расследования январского нападения на отделение «Единой России» в московском районе Ховрино. Неизвестные тогда разбили окно партийного офиса, а внутрь помещения бросили дымовую шашку. По делу о вандализме были задержаны активисты Елена Горбань и Алексей Кобаидзе, их отпустили под подписку о невыезде. «Медиазона» приводит расшифровку рукописного свидетельства Речкалова, скан которого был опубликован в блоге Евгения Еникеева.
14.03.2018 в семь утра в квартиру по адресу [...], где я проживаю, пришли с обыском сотрудники. Была выбита дверь, после чего произошел обыск. Примерно в 12:00 меня забрали из дома, завязали глаза черным скотчем, связали руки и усадили микроавтобус. Несколько часов меня возили по городу, после чего усадили в «Газель» с сотрудниками полиции. Там также находились мои соседи по квартире Сергеева Е. и Попов Евгений. С меня перед посадкой в «Газель» сняли скотч с глаз и развязали руки.
Спустя некоторое время меня вернули в микроавтобус, надели мешок на голову и наручники. Там двое неизвестных мне людей задавали вопросы об анархическом движении «Народная самооборона» и различных людях: как попал, какое имею отношение, в каких акциях участвовал, чем занимаются те самые люди. Когда я отказывался отвечать или давал неудовлетворительные ответы, меня били током по бедрам с внешней стороны и в районе коленей (выше и ниже колена). Преимущественно били в левую ногу; в данный момент на ногах остались следы в виде красных пятен.
Время от времени мои собеседники выходили из микроавтобуса и тогда меня начинали бить примерно два-три человека руками по корпусу и ногам, и током в ноги. Удары руками преимущественно в заднюю нижнюю часть спины и были несильными. Основное воздействие было через удары током. Длительность и мощность заряда увеличивались. От меня требовали отвечать на все их вопросы.
Когда с меня принялись спускать брюки, угрожая ударами тока в пах, я решил дать против себя показания в таком ключе, в котором от меня требовали (признал себя администратором паблика «Народная самооборона» и лидером и организатором одноименного движения). В случае, если у следователя я откажусь давать показания, либо придам огласке факт пыток и избиения, мне угрожали повторной поездкой с электрошокером в более длительном и тяжелом для меня варианте, приобщением к делу «Сети» (имеется в виду «террористическое сообщество "Сеть"», по делу которого в Пензе и Петербурге ФСБ задержала несколько анархистов; многие из них рассказали о применении пыток — МЗ) и созданием тяжелых условий пребывания в ИВС и СИЗО. По моим ощущениям, я провел в автобусе около часа.
После меня отвезли в отдел полиции в районе метро «Тульская», но, возможно, это был отдел дознания — мне точно неизвестно. Около 16:00 меня отвели в кабинет с сотрудниками Центра по противодействию экстремизму. Там в присутствии дознавателя Костина я повторил то, что меня требовали сказать люди в микроавтобусе. Один из находившихся в кабинете сотрудников Центра «Э» участвовал в проведении у меня обыска утром этого дня.
После этого меня отвели на допрос в качестве свидетеля по делу о вандализме в отношении офиса «Единой России». Помимо следователя, фамилию которого я не помню, в кабинете также находились люди в штатском, среди которых были сотрудники Центра «Э». Я начал давать показания в том ключе, в котором от меня требовали, назвав себя организатором движения и администратором паблика «Народная самооборона». От меня начали требовать оговорить других людей, от чего я отказался. После чего присутствующие в кабинете люди в штатском в присутствии следователя начали угрожать мне повторной поездкой в микроавтобусе, после чего от дальнейших показаний я отказался. В результате угроз и давления я подписал данные ранее показания о том, что я являюсь лидером, организатором и администратором «Народной самообороны». Данные показания были получены под пытками и угрозой повторного применения пыток.
Допрос в качестве свидетеля закончился приблизительно в 18:00, и после этого до 21:30 я находился в отделении. Начался допрос меня в качестве подозреваемого примерно в 21:30. До этого я требовал звонок адвокату по соглашению, сделать этого мне не дали и предоставили адвоката по назначению. Во время допроса в качестве подозреваемого я повторил показания, данные ранее в качестве свидетеля. Я дал показания из опасения повторных попыток и потому что данные показания уже были даны в качестве свидетеля. Допрос окончился в 23:00.
Следующие восемь часов я провел в отделении, пока меня приблизительно в семь утра 15 марта не забрал конвой в ИВС. Я опасаюсь продолжения пыток и давления, приобщения к делу показаний, полученных под пытками, а также реализации угроз, связанных с делом «Сети».
15.03.2018