«Если буду жаловаться, меня не найдут вообще». Адам Дакиев вспоминает, как его били после конфликта сослуживца с братом экс-сотрудника ингушского Центра «Э»
Статья
28 июня 2018, 9:30

«Если буду жаловаться, меня не найдут вообще». Адам Дакиев вспоминает, как его били после конфликта сослуживца с братом экс-сотрудника ингушского Центра «Э»

Иллюстрация: Анна Морозова / Медиазона

В Нальчикском гарнизонном военном суде продолжается процесс семерых силовиков, обвиняемых в применении пыток — большинство из них служили в Центре противодействия экстремизму МВД Ингушетии (Центр «Э», ЦПЭ). Бывший менеджер регионального подразделения «Газпрома» Адам Дакиев рассказал в суде, как в мае 2012 года пережил зверское избиение после драки между двумя своими сослужвцами — один из участников конфликта оказался братом сотрудника ЦПЭ, и полицейские подумали, что Дакиев знает, где найти обидчика. Обвинения по этому эпизоду предъявлены главе ЦПЭ Тимуру Хамхоеву и оперативнику Исе Аспиеву. «Медиазона» с некоторыми сокращениями публикует допрос Дакиева.

Тогда я работал в «Газпроме» программистом. Во время работы наши коллеги — Руслан Яндиев и Тимур Куштов — поссорились и поехали, подрались. Через некоторое время, около десяти часов [утра], в отдел ворвались вооруженные люди в масках — ну, кроме нескольких людей, а все остальные были в масках, вооруженные автоматами, искали Яндиева. Не найдя Яндиева, стали искать меня. Я отозвался, сказал это я, Адам Дакиев.

Мне сказали следовать за ними куда-то в машину, а дальше в машине я спросил, кто и на каком основании меня задерживает. На что ответ я получил ударом приклада автомата по лицу. После нескольких ударов я уже стал сопротивляться, и после этого еще там набежали на меня разные [люди], с трех сторон ударили прикладами. Потом я в какой-то момент с Аспиева Исы снял маску. После того, как я с Исы снял маску, он еще меня ударил пару раз прикладом по лицу. Потом на меня набросился [оператиник ЦПЭ Алихан] Беков и повалил на землю. Потом надели наручники и прямо на месте стали бить — ногами, прикладом автомата, не знаю чем уже. Рядом с работой.

После чего мои коллеги стали спрашивать, за что и почему его так. На что получили очередь автоматную — по ногам стреляли, по воздуху. После этой всей потасовки меня посадили в машину, надели пакет на голову и куда-то в неизвестном направлении поехали. Там, короче, меня завели в какой-то кабинет, посадили на стул, замотали скотчем руки, ноги. И пакет тоже скотчем замотали. Стали бить дубинками, чем-то, что попадалось [под руки], короче.

После нескольких часов избиений стали останавливаться, допрашивать, всякие вопросы задавали — где Яндиев, чтобы я позвонил ему, чтобы он приехал. Так как у меня не было с собой телефона, я не мог это сделать. Потом меня еще били и задавали вопросы — где я видел Куштова, он наш как бы родственник, не знаю. Одним словом, из-за этого меня там... Дальше спрашивали, что у меня борода и тому подобное. Как бы я им не понравился. Потом после всего этого, под вечер уже дело было, с меня сняли пакет, развязали, [начальник ЦПЭ] Хамхоев Тимур сказал, что я оказался не в том месте не в то время. И если я там напишу заявление... Просил — точнее, требовал, чтобы я не жаловался. Если я буду жаловаться, то меня найдут... точнее, не найдут вообще.

Потом Куштов Тимур и [бывший сотрудник ЦПЭ] Куштов Рустам, два брата — там тоже были в здании ЦПЭ. Они заставили меня с ними помириться, руки пожать. Дальше там еще Иса был Аспиев, сказал, чтоб я в следующий раз руки не распускал, чтоб выполнял требования всякие. Дальше сказали, что меня отпускают. Под вечер пятницы я вышел, родственники отвезли домой, а на следующий день — в больницу. Побои мы сняли, но не заявляли в правоохранительные органы.

Единственное что, в этот же день, когда меня похитили, моя мать заявила о похищении в прокуратуру. В дальнейшем Хамхоев Тимур угрожал, по телефону это было, и мать забрала заявление. С тех пор никаких действий не делали, так как смысла не видели и боялись за жизнь и здоровье родственников. Потом я узнал, что Хамхоев и его сообщники задержаны, коллеги из «Газпрома» сказали, что я должен написать заявление.

Прокурор. Вы говорите, вас вывели на улицу и предложили сесть в автомобиль. Вы точно можете сказать, что человек, который нанес вам первые два удара — это Аспиев?

Дакиев. Да, могу точно сказать.

Прокурор. Вы именно с него сняли маску?

Дакиев. Да, он меня ударил, поэтому я с него снял маску.

Прокурор. А в последующем сколько ударов он вам нанес и куда именно?

Дакиев. Два удара по лицу.

Прокурор. Других лиц опознаете?

Дакиев. [Алихана] Бекова опознаю и [Рустама] Куштова.

<…>

Прокурор. Сколько человек приехало, как они выглядели? Сказали, зачем? Были опознавательные знаки?

Дакиев. Никаких опознавательных знаков. Были в черных масках, в черной одежде с автоматами. Кроме двоих: Беков был без маски и Куштов Рустам.

Прокурор. Вы поняли, что это сотрудники правоохранительных органов?

Дакиев. В тот момент нет.

Прокурор. А когда поняли?

Дакиев. Когда меня выпускали.

<…>

Прокурор. Ваши коллеги пытались тоже как-то выяснить, что это за люди или, скажем так, отбить вас пытались?

Дакиев. Да, это тоже было. Когда я стал сопротивляться и снял маску, тогда ко мне подошли [коллеги]. Все, кто там был на рабочем месте, все были рядом, все видели. Все помогали мне, просили сказать, кто они, но никто не представлял никаких документов.

Прокурор. Вы сказали, что стреляли — с какой целью?

Дакиев. Чтобы распугать, чтобы свободно увезти меня.

<…>

Подсудимый Иса Аспиев. По лицу прикладом вам попали? Или как было? Хотелось бы уточнить.

Дакиев. Вопрос непонятен.

Аспиев. Вам ударили прикладом по лицу?

Дакиев. Да.

Аспиев. Вам прикладом по лицу когда били, вам прям в лицо приклад попал? Или через одежду, через еще что-то?

Дакиев. Я уже не помню, ну били по лицу и все.

Аспиев. Нет, ну вы утверждаете, что вас по лицу ударили прикладом.

Дакиев. Да.

Аспиев. Ну вас когда били, вас прямо прикладом по лицу били или как-то через руки, через еще что-то?

Дакиев. Прямо по лицу.

Аспиев. Вы ходили в «Межрегионгаз», и вас попросили пройтись, да? Когда в здание «Межрегиогаза» пришли сотрудники полиции, вы сказали, что вам сказали пройти к машине?

Дакиев. Да, они забежали, сказали так.

Аспиев. Вы помните, кто именно сказал?

Дакиев. Я не могу сказать, кто именно. В маске был человек.

Аспиев. После отказа вас сразу начали бить прикладом?

Дакиев. Да.

Аспиев. Вы сказали, два разных приклада было?

Дакиев. Да.

Аспиев. И после того, как начали вас бить прикладом, у вас крови не было?

Дакиев. Не знаю.

Аспиев. Ну как вы не знаете, все вы помните, кровь из носа пошла, может быть? Что, крови не было?

Дакиев. Помню, что там какая-то кровь была.

Аспиев. Если я любому здесь находящемуся сотруднику дам меня бить прикладом, у меня поллица будет в крови. Вы это сами представляете?

Дакиев. Да, представляю.

Аспиев. Вот, ну зачем же вы говорите, что я вас прикладом бил? То, что я делал, я делал, не вопрос, но прикладом я вас не бил.