«Здесь тебе не Россия, здесь свои законы». В Черкесске адвоката заподозрили в нападении на полицейских
Елизавета Пестова
«Здесь тебе не Россия, здесь свои законы». В Черкесске адвоката заподозрили в нападении на полицейских
11 июля 2018, 10:14

Фото: Артур Лебедев / ТАСС

В Черкесске полицейские силой увезли адвоката Кемала Кущетерова с обыска в доме его клиента, а затем несколько часов продержали в наручниках в здании Центра «Э» Карачаево-Черкесии. Теперь силовики пытаются добиться возбуждения о применении насилия к представителю власти (статья 318 УК) в отношении самого Кущетерова — один из полицейских написал в рапорте, что адвокат его ударил.

Вечером 3 июля глава 11-го филиала адвокатской палаты Карачаево-Черкесии Сергей Рябых позвонил Кущетерову и сказал, что жительнице Черкесска Ирине Казначеевой нужен адвокат, так как в машине ее брата Сергея нашли патроны. Через несколько минут уже сама Казначеева позвонила адвокату и договорилась о встрече в офисе филиала адвокатской палаты. Заключив соглашение, они направились в дом Казначеевых на улице Кавказской, где проходили следственные действия. Кущетеров рассказал «Медиазоне», что у дома он увидел несколько автомобилей без опознавательных знаков, а внутри находились восемь или девять человек: две девушки, две пожилые женщины, сам Сергей Казначеев и несколько мужчин в гражданской одежде. «В доме все было перевернуто, вещи вывалены на пол», — вспоминает адвокат.

Зайдя в дом, он сразу представился адвокатом и спросил, какое следственное действие проводится и кто им руководит. Один из мужчин в гражданской одежде ответил Кущетерову, что в доме проводят «досмотр», а следователя нет — только оперативники. «Один из парней вывалил на пол кипу вещей, на что я возразил, что это не досмотр, а обыск, и попросил показать постановление», — говорит Кущетеров, добавляя, что никакого постановления так и не увидел. В этот момент, вспоминает адвокат, один из оперативников крикнул ему: «Эй ты, самый умный? Ну-ка иди сюда!». Во время обыска силовики отказывались представляться и не предъявляли документы, но затем Кущетеров узнал, что с ним говорил сотрудник полиции Ахмат Текеев.

Текеев перешел на карачаевский язык, на что Кущетеров попросил разговаривать его на русском. «После этого Текеев крикнул своим оперативникам: "А ну, вытаскивайте его!". Двое оперативников выпихнули меня во двор, во дворе начали выкручивать мне руки, а один стал душить, обхватив шею рукой. Они обращались ко мне на повышенных тонах, говорили: "Ты что, самый умный?" — вспоминает Кущетеров. — Этот Ахмат [Текеев] сказал: "Ты здесь никто, ничего не решаешь. Мы будем делать, то, что нам надо и как надо"».

Казначеевы и их соседи, услышавшие шум во дворе, потребовали, чтобы полицейские отпустили адвоката. Тогда Текеев предложил поехать в отделение, чтобы разобраться в ситуации там. Кущетеров ответил, что в полиции ему делать нечего, и поинтересовался у оперативника, зачем тот нарушает его права. «На эти слова мне Текеев ответил, что здесь тебе не Россия, здесь Карачаево-Черкесия, здесь свои законы», — приводит адвокат речь оперативника.

«После этого, уже на улице, я отозвал Текеева и спросил, не боится ли он себя так вести. Ты не боишься, говорю, себя так вести? Работать надоело?» — рассказал Кущетеров. Позвонив кому-то, Текеев дал команду «паковать» адвоката. Выкручивая руки, полицейские затолкали Кущетерова на заднее сиденье автомобиля. В пути слева и справа от Кущетерова сидели оперативники: один из них, по утверждению адоката, душил его, а второй наносил удары в корпус. Сам юрист подчеркивает, что никаких ответных действий не предпринимал, а в правой руке все время держал свой портфель. Кроме того, его сразу заковали в наручники. «Я знаю, что это такое, когда трогаешь сотрудника полиции. Я знаю, что за это грозит. Не новичок в этой системе», — отмечает Кущетеров.

В Центре «Э»

Вскоре машина приехала в здание Центра «Э» по Карачаево-Черкесской республике. С семи часов вечера до часа ночи адвоката держали внутри, закованного в наручники. За это время полицейские успели составить на Кущетерова протокол по статье 19.3 КоАП (неповиновение сотруднику полиции) и пытались заставить адвоката подписать его. По словам юриста, сотрудники Центра «Э» угрожали, что его «осудят», лишат работы и покажут, что с полицейскими «надо сотрудничать, а не противопоставлять им себя». Во втором часу ночи Кущетерова перевезли в городской отдел полиции Черкесска и поместили в комнату для административно задержанных. Через несколько минут его вывели обратно, так как в отдел пришли следователи Следственного комитета и адвокат Мурат Карабашев, который представлял интересы Кущетерова.

В июне Верховный суд Татарстана вынес приговор по делу против полицейских, напавших на коллегию адвокатов в Набережных Челнах в августе 2016 года. Суд установил, что сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью Тимур Гарифуллин и Ильгам Сафин ворвались в офис коллегии, повалили адвокатов на пол и надели на них наручники; кроме того, они избили двоих клиентов, которые в это время были в помещении. Суд признал Гарифуллина и Сафина виновными в превышении должностных полномочий (часть 3 статьи 286 УК) и приговорил их к шести и пяти годам лишения условно.

Затем полицейские решили отозвать административный материал по статье 19.3 КоАП. По мнению Кущетерова, тогда же силовики решили написать заявление о том, что адвокат якобы применил против них силу: «Это нонсенс вообще — сотрудник полиции сделал себя потерпевшим. Якобы адвокат отлупил его, — смеется он. — Если бы я тронул [полицейского], я бы оттуда не вышел вообще». На следующее утро адвокат прошел обследование и зафиксировал свои травмы.

Другой адвокат палаты Фатима Капушева рассказала «Кавказскому узлу», что после доставки Кущетерова в Центр «Э» местонахождение его клиента Сергея Казначеева также было неизвестно. Его увезли вслед за адвокатом. Кущетеров предполагает, что патроны Казначееву могли подкинуть. «Скорее всего, при обыске [силовики] намеревались "найти" пистолет. Я просто приехал невовремя, потому что если бы это был простой обыск, такой реакции не должно было быть. Скорее всего, я помешал», — рассуждает адвокат.

«Первый раз я такое видел, если честно. Я проработал столько лет в правоохранительных органах сам, бывший сотрудник прокуратуры. Работаю в адвокатуре я с 2012 года. Первый раз я видел такой беспредел, честно говоря», — признается Кущетеров. 4 июля он написал заявление в Следственный комитет и теперь ожидает результатов проверки.

Дело о нападении на полицейского

5 июля республиканское управление Следственного комитета сообщило, что следователи проводят проверку по факту применения насилия Кущетеровым в отношении одного из оперативников (часть 1 статьи 318 УК, применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, максимальная санкция — пять лет лишения свободы).

4 июля адвокат Елена Жмаева из Барнаула рассказала «Сибирь.Реалиям», что сотрудники Ленинского отдела полиции силой заставили ее покинуть помещение. По ее словам, 26 июня она приехала в полицию вместе со своим клиентом. Она попросила сотрудников МВД объяснить, для чего их вызвали, однако вместо этого они стави вырывать ее адвокатское удоствоерение. Один из силовиков приказал «вышвырнуть ее больше не впускать»; в итоге Жмаеву столкнули с лестницы и закрыли дверь, писало издание.

«Следственный комитет будет проверять мою версию, мои доводы. Молчание полицейских, как я полагаю, связано со спецификой инцидента, который может повлечь для них репутационные издержки», — отметила адвокат Жмаева.

В пресс-релизе не упоминается, что именно сделал адвокат: по данным СК, он «применил насилие» в отношении оперативника, а также «высказывал угрозы в отношении присутствующих представителей власти». У оперуполномоченного имеются «телесные повреждения», следователи также изъяли его порванную рубашку, отметили в СК. В республиканском управлении МВД «Кавказ.Реалиям» не стали комментировать инцидент, сказав, что он «подведомственен Следственному комитету».

После инцидента, как отмечают в СК, полицейскому и Кущетерову предложили пройти медицинское освидетельствование на наличие алкогольного опьянения и употребление наркотиков. «Сотрудник полиции не раздумывая дал свое согласие и прошел освидетельствование, в свою очередь адвокат Кущетеров по непонятным причинам отказался от его прохождения», — подчеркивают в СК. Кущетеров пояснил «Медиазоне», что экспертиза не выявила у него алкогольного опьянения, но проверку на наркотики он проходить отказался, опасаясь провокации.

О результатах доследственной проверки или возбуждении дела против Кущетерова пока ничего не сообщалось. В правозащитной организации «Зона права» «Медиазоне» рассказали, что намерены подключиться к делу Кущетерова.