Копать могилу в Каменске-Уральском. В Свердловской области СК возбудил уголовное дело после рассказа подростков о пытках в полиции​​​​​​​
Максим Литаврин
Копать могилу в Каменске-Уральском. В Свердловской области СК возбудил уголовное дело после рассказа подростков о пытках в полиции​​​​​​​
27 сентября 2018, 20:22

Пострадавшая Лена и ее бабушка. Фото: Андрей Гусельников / Ura.ru

Двое подростков из Каменска-Уральского пожаловались журналистам на сотрудников городского отдела полиции № 24, которые угрозами, шантажом и побоями вынуждали их подписать признательные показания по делу о краже из сумочки. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело, а начальник отдела угрожает привлечь к ответственности «этих товарищей, которые кляузу устроили».

15-летняя Елена и 17-летний Денис (все имена несовершеннолетних в тексте изменены) из небольшого города Каменск-Уральский рассказали изданию «Ура.ру», что в июле этого года полицейские заподозрили их в краже телефона и банковской карты из сумочки местной жительницы. Женщину подростки встретили, когда возвращались с прогулки.

«Все ребята учатся в одной школе. В тот день Лена, Денис и еще один их друг Алик ходили на речку, шли все вместе назад через лесопарк. Навстречу им шла женщина — видимо, сидела-выпивала на скамеечке. Она оставила на скамейке сумку, потом у них спросила — вы сумку не видели? Ребята ответили — вот же она стоит, на скамейке. Она их троих и запомнила», — рассказывает «Медиазоне» бабушка Елены Наталья (фамилия не указывается по требованию героини).

На следующий день, 17 июля, полицейские задержали подростков на выходе из их домов, говорит Наталья. Не уведомив законных представителей и не составляя протокол о задержании, их отвезли в отдел полиции № 24, где начали склонять к написанию явки с повинной. «В первый раз это был допрос, который длился целый день», — рассказывает женщина. Алик дал признательные показания — другие подростки утверждают, что он просто поддался на давление полицейских из-за того, что уже имел судимость и отбывал наказание в воспитательной колонии. Позже, по словам Натальи, молодой человек признался, что его били с самого начала: «"Меня садили, били, давали ручку — я все документы подписывал, не читая. Вас побьют — и вы подпишете", — так он нам сказал», — пересказывает женщина слова подростка.

Лена и ее друг Денис отказались писать явку с повинной — по словам Натальи, их отпустили из отдела только поздно вечером. Девушка не стала рассказывать близким о том, что она побывала в полиции: «Она ничего в первые дни не говорила. Только то, что очень устала, и что у нее болит голова. Она не знала, как сказать, потому что понимала, что ничего не совершила», — полагает бабушка.

Сами подростки рассказали журналистам «Ура.ру», что их отвозили в отдел еще три раза —забирали на целый день и на ночь отпускали. При этом подростков, по их словам, полицейские отвозили в лес и запугивали, а затем в отделе снова били и вновь требовали признаться в преступлении. «Лену били поролоновой подушкой, в которую подкладывали что-то тяжелое — это не оставляло видимых повреждений, но выходило очень больно, удары такой подушкой», — рассказывает Наталья. В лес, по ее словам, подростков вывозили полицейские в штатском на своих личных автомобилях, там Дениса заставили копать себе могилу.

19 июля, по словам Дениса, к нему в отдел полиции вызывали «скорую помощь» — он потерял сознание во время издевательств. «Врач пробыла с ним 20 минут, поставила укол, сказала отдохнуть. Только они уехали — полицейские опять за подушку, и допрос вести», — утверждает Наталья. Она говорит, что в избиениях и давлении на задержанных принимал участие начальник отдела полиции Алексей Андреев — например, он ударил Дениса рукой по щеке, после чего его подчиненный сразу приложил к лицу подростка холодное полотенце, чтобы не осталось следов.

Алексей Андреев. Фото: 66.мвд.рф

Наталья рассказывает, что узнала о повторяющихся раз за разом задержаниях внучки только на четвертый день. «Я сразу прибежала в полицию — меня не пускают. Потом сказали — мы вашу внучку взяли за наркотики. Якобы они ограбили женщину и потратили деньги на наркотики. Я потом слышала, стоя в коридоре, как они переговаривались между собой, обсуждая эту версию: "Давай им сделаем наркотики? А может, половину пусть потратят на наркотики, а половину на алкоголь? А то 12 с половиной тысяч пропало, на одни наркотики много"».

Никаких запрещенных веществ при подростках обнаружено не было, говорит Наталья; официально полиция не предъявляла им претензий ни в хранении наркотиков, ни в их употреблении.

«Уже при мне в полпервого ночи на нее кричали, требовали подписать протокол. При этом она сидела там с десяти утра», — вспоминает Наталья. Она рассказывает, что дознаватель грозился привлечь Лену к уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Через несколько дней родственники Елены написали жалобу в прокуратуру, описав обстоятельства задержания подростков. Как следует из ответа ведомства, который публикует «Ура.ру», прокуратура внесла отделу полиции представление и потребовала устранить нарушения закона. После написания жалобы, говорит Наталья, полицейские озлобились на нее и на ее внучку и пообещали, что она получит срок в воспитательной колонии. Сейчас всем подросткам предъявлены обвинения в краже (статья 158 УК).

Реакция силовиков

Статья на «Ура.ру» с рассказом подростков появилась в в 18:52 26 сентября. Вскоре после публикации пресс-секретарь свердловского управления Следственного комитета сообщил, что ведомство проверяет опубликованную информацию. Об этом же отчиталась областная прокуратура и управление МВД, которое начало внутреннюю проверку.

«Если информация найдет свое подтверждение, будут приняты адекватные меры реагирования. Поверьте, если то, что описано, окажется правдой, то, как говорят наши старожилы, будет "братская могила": понесут самое суровое наказание не только те, о ком идет речь, но и все без исключения их непосредственные руководители, о чем мы честно и открыто расскажем общественности», — комментировал ситуацию пресс-секретарь регионального МВД Валерий Горелых.

Через несколько часов стало известно, что проверку будет контролировать Главное управление собственной безопасности МВД. В случае подтверждения информации министерство обещало привлечь к строгой дисциплинарной ответственности всех провинившихся сотрудников.

Вечером 27 сентября Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела по части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия либо с угрозой его применения). «Уголовное дело возбуждено с целью наиболее тщательной проверки доводов двоих несовершеннолетних подростков о том, что в июле 2018 года к ним якобы было применено насилие со стороны сотрудников органов внутренних дел», — говорится в сообщении ведомства.

Начальник ОП №24 Андреев рассказал журналистам, что был допрошен по этому делу как свидетель еще утром 27 числа. По словам Андреева, в деле нет фигурантов; он выразил сомнение в том, что кого-то из его сотрудников привлекут к ответственности.

«Пусть все идет, как идет. Когда они прекратят [дело], я подам в суд на них. Не на [Следственный] комитет, а на этих товарищей, которые кляузу устроили», — рассказал полицейский.

Юрист Сергей Барсуков рассказал «Медиазоне», что родственники подростков обращались в прокуратуру и СК и ранее, но получали «формальные отписки» — возбудить уголовное дело, по его мнению, помог только общественный резонанс. По словам Барсукова, он видел медицинские документы, в которых зафиксированы травмы Елены после выхода из отдела полиции — в частности, множественные ушибы.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке