Спецоперация «Велосипед». Житель Майкопа говорит, что полицейский ударил его по голове после отказа показать калоприемник на улице
Елизавета Пестова
Спецоперация «Велосипед». Житель Майкопа говорит, что полицейский ударил его по голове после отказа показать калоприемник на улице
20 сентября 2019, 14:22

Олег Власов. Фото: личный аккаунт в Instagram

Перенесший операцию по удалению злокачественной опухоли Олег Власов из Майкопа отказался показать калоприемник остановившим его на улице полицейским, которые заподозрили, что под майкой молодой человек прячет «запрещенный предмет или незаконные вещества». Результатом стала закрытая черепно-мозговая травма у Власова и затянувшаяся на два с половиной месяца доследственная проверка по статье о превышении полномочий в отношении силовиков.

​«Мы не таких тут ломали»

Днем 6 июля 2019 года 32-летний житель Майкопа Олег Власов и его подруга катались на велосипедах. В центре города — на пересечении улиц Пионерской и Ленина — Власова остановили полицейские и под предлогом «спецоперации "Велосипед"» потребовали у него документы на транспортное средство. Велосипед был новенький, Власов купил его только накануне, поэтому гарантийный талон и чек лежали у него в рюкзаке; он показал все бумаги.

«У меня было злокачественное новообразование, в просторечии — рак прямой кишки. Из-за резекции опухоли каловые массы выходят в калоприемник, а не через анус. [Полицейский] посмотрел на меня и говорит: “Что у вас там выпирает под футболкой?”. У меня там находится калоприемник, и я не хотел его показывать на улице. Там, во-первых, моя подруга была, я стеснялся; во-вторых, на улице перед посторонними показывать [калоприемник] я счел неприемлемым», — вспоминает Власов. 

Он говорит, что предложил полицейским пройти в дежурную часть и провести досмотр там. Это разозлило одного из силовиков: он стал кричать на велосипедиста матом и подошел к нему вплотную, требуя приподнять футболку. «Я был шокирован, [он стал] называть меня "ублюдок" и "сука", "ты че, ютуба насмотрелся?"» — рассказывает Власов. В итоге ему удалось уговорить полицейских дойти до отдела. Там молодой человек, как и обещал, добровольно показал резервуар, содержимое карманов и рюкзака. После этого полицейский объявил Власову, что теперь ему нужно пройти в другой кабинет, где его сфотографируют и снимут отпечатки пальцев. Велосипедист стал недоумевать, зачем это нужно — ведь он ничего не нарушал. 

«На это сотрудник полиции начал на меня кричать, чтобы я оставил все свои личные вещи и проследовал за ним в другой кабинет. На что я ему ответил: "Я боюсь с вами идти в другой кабинет, так как вы агрессивно настроены"», — признается Власов. Но полицейский заверил, что с ним ничего не случится — ведь в каждом кабинете дежурной части стоят камеры наблюдения. 

Впрочем, когда Власова привели в кабинет, никаких камер он там не обнаружил. Полицейский стал угрожать ему, и, как вспоминает велосипедист, кричать: «Я тебя поломаю! Ты что, не знаешь, где ты живешь? Мы не таких тут ломали». Молодой человек говорит, что после этих слов попытался выбраться из кабинета, но полицейский прикрикнул на него и потребовал сесть. Силовик продолжал ругаться, а потом внезапно ударил Власова кулаком по голове. 

Пострадавший рассказывает, что удар оказался сильным; он сразу почувствовал себя плохо: начала болеть и кружиться голова, появилась тошнота и дрожь в руках. «Я бы, наверное, упал, если бы не сидел на кушетке», — рассказывает Власов. Он пытался объяснить полицейскому, что имеет инвалидность, и попросил вызвать скорую помощь. Тогда сотрудник полиции назвал его симулянтом и стал угрожать избиением, после чего снова спросил, готов ли велосипедист фотографироваться и сдать отпечатки пальцев. 

Власов испугался и согласился на требования силовика. Когда процедура была закончена, он еще раз попросил сотрудников дежурной части вызвать ему скорую, но на его просьбу никто не отреагировал; по словам молодого человека, вскоре он почувствовал слабость в ногах и присел на пол в коридоре. «При этом из-за боли все слышали, что я издаю стоны, также мимо меня проходили другие сотрудники. Потом я слышу звуки фотоаппарата — он стоял напротив меня и направлял в мою сторону телефон. Я ему говорю, почему вы меня фотографируете? Он ответил, что скриншот делает. Я так понял, что он фотографировал меня, наверное, [чтобы] потом посмеяться», — предполагает Власов. 

Полиция — больница — суд

Бригада скорой помощи приехала, но только через час; медикам Власов сразу сказал, что его избили в полиции. В республиканской больнице молодому человеку сделали компьютерную томографию и поставили диагноз — закрытая черепно-мозговая травма легкой степени и сотрясение головного мозга. Однако после осмотра у нейрохирурга Власова не отпустили домой, а снова доставили в отдел. Там на него составили протокол по части 1 статьи 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), и только тогда он узнал фамилию ударившего его силовика — Ахметов. 

Юрист правозащитной организации «Зона права» Виктория Шевелева, которая представляет интересы Власова, отмечает, что у полицейских не было никаких оснований останавливать велосипедиста. В самом протоколе, отмечает защитница, даже не указано, какому именно распоряжению не повиновался молодой человек. 

Административный протокол в отношении Власова Майкопский городской суд рассмотрел уже на следующий день и вынес постановление о прекращении производства. После этого, по словам Шевелевой, полицейский Ахметов обжаловал это решение в Верховном суде Адыгеи, который отправил материал на новое рассмотрение. 30 августа Майкопский городской снова прекратил дело. Шевелева добавляет, что Ахметов обжаловал это решение и во второй раз. Юрист «Зоны права» настаивает, что Власова задержали незаконно — никакой «спецоперации "Велосипед"» майкопские силовики в тот день не проводили, а остановить молодого человека можно было только на основании ориентировки, которой не было. 

«Человек едет на велосипеде, проезжает мимо [полицейских]. День, обычная спортивная форма, люди едут. Я не знаю, что у них там случилось, какие звезды сошлись, почему они его остановили. Они говорят про желтый велосипед. Но извините, если у него такая отличительная особенность, и вы его проверяете, то у вас должна быть ориентировка. [Полицейские] придумывают сейчас основания, которые я считаю неубедительными», — подчеркивает Шевелева. 

«Резко взялся за голову»

11 июля, через неделю после избиения в полиции, Власов подал заявление в Следственный комитет и попросил возбудить против Ахметова уголовное дело по пункту «а» части 3 статьи 286 УК — превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения. 16 августа следователь Богуш вынес постановление об отказе в возбуждении дела, так как истекли сроки проверки, но через несколько дней она возобновилась, рассказывает Виктория Шевелева. В рамках новой проверки следователь уже назначил экспертизу и провел несколько допросов.  

В материалах первой проверки приводятся и объяснения, которые дал следователю Ахметов. Сотрудник ППС рассказал, что 6 июля дежурил в центре города и обратил внимание на Власова — велосипедист «вызвал подозрение своим внешним видом, поскольку ноги у него были в непонятных шрамах». Во время беседы с ним Ахметов заметил подозрительный «предмет под футболкой в районе пояса», который мог оказаться «запрещенным предметом или незаконными веществами». Полицейский настаивал, что патрульные несколько раз спрашивали у велосипедиста, что у него под одеждой, «на что данный гражданин ответил им в грубой нецензурной форме, что это их не волнует и не касается». 

О событиях в отделе Ахметов рассказывал так: велосипедиста пригласили в один из кабинетов дежурной части, чтобы составить административный протокол. В это время Власов попросил воды и вместе с сотрудником МВД вышел из кабинета. «Выйдя из кабинета, Власов резко взялся за голову и сказал, что у него болит голова, кружится, и ему необходима медицинская помощь», — цитировал следователь слова полицейского. Ахметов добавлял, что скорую молодому человеку вызвали «незамедлительно». 

Приехавшие медики, утверждал полицейский, решили забрать Власова из отдела, объяснив, что тот сам — сотрудник больницы. «После этого Власов стал кому-то звонить и просить о помощи, спустя какое-то время к нему подошел медицинский работник, и они стали решать какие-то вопросы», — говорил Ахметов. Полицейский заверил, что никто не применял к велосипедисту силу.

«Они пытались договориться [со мной] так, чтобы им ничего не было, а на меня административку какую-нибудь повесить. Но я ничего не нарушал, плюс он меня еще ударил. Думает, что отвечать за это никак не будет, что ли?» — возмущается Власов.

Редактор: Дмитрий Ткачев