Осмотр заключенного в центре содержания под стражей в Липляне, Косово. Фото: Visar Kryeziu / AP / ТАСС
Места лишения свободы нередко переполнены, у заключенных часто ослаблен иммунитет, самоизоляция там невозможна, значит, особенно велик риск распространения коронавируса. Многие страны, в отличие от России, уже поняли это и начали постепенно освобождать тюрьмы.
Европейские правозащитники еще в середине марта обратились к Всемирной организации здравоохранения и Совету Европы с просьбой отпустить часть заключенных — они уверены, что необходимо значительно снизить количество людей в тюрьмах, чтобы избежать распространения там коронавируса.
Это заявление подписали и правозащитные организации из России. С похожей просьбой не допустить вспышки коронавируса в тюрьмах к местным властям обратились правозащитники из Франции, Пакистана, Филиппин и нескольких арабских стран — Саудовской Аравии, Сирии, ОАЭ и Египта. Но пока власти этих стран к ним не прислушались.
При этом в России из-за эпидемии коронавируса Госдума, как пишут «Открытые медиа», наоборот, может отказаться от амнистии в честь 75-летия Победы. «Люди очень испуганы и настороженно относятся к тем, кто сейчас находится в изоляции, в местах лишения свободы. Это неосознанная история, которая происходит в головах людей, что, возможно, там заболевания, а их никто не проверял — выйдут, нас заразят», — пересказала изданию логику властей заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора.
Многие другие государства в условиях эпидемии уже начали постепенно разгружать пенитенциарную систему — власти амнистируют заключенных, которые признаны неопасными для общества, временно выпускают их или переводят под залог. «Медиазона» рассказывает, как это происходит в разных странах.
18 марта более 40 правозащитных групп США обратились с открытым письмом к властям с просьбой отпустить тех заключенных, чьему здоровью может угрожать эпидемия COVID-19. Они также призвали полицию не арестовывать за мелкие правонарушения, комиссии по помилованию — расширить возможности для досрочного освобождения, а судей и прокуроров — не применять арест как меру пресечения к тем, кто впервые предстает перед судом.
После того как 22 марта департамент исправительных учреждений Нью-Йорка сообщил что у 29 заключенных и 17 сотрудников тюрем города выявлены положительные результаты тестов на коронавирус, там были освобождены 75 заключенных. Через несколько дней в тюрьме острова Райкерс COVID-19 обнаружили еще у 60 человек. Мэр города Билл де Блазио пообещал, что власти освободят из этой тюрьмы около 300 пожилых заключенных, осужденных за ненасильственные преступления. При этом на свободу не выйдут виновные в домашнем насилии или преступлениях сексуального характера.
К 24 марта власти округа Лос-Анджелес из-за угрозы распространения коронавируса выпустили из тюрем около 1700 заключенных, это около 10% от всех заключенных самого населенного округа США. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом опасается, что у многих из них нет постоянного места жительства и они заразятся вирусом на свободе.
Власти Оклахомы освободили около 200 осужденных по легким статьям, чтобы освободить место для карантина для совершивших более тяжелые преступления. Сразу несколько округов штата Юта также снизили численность заключенных: округа Солт-Лейк, Юинта и Дюшен отпустили в общей сложности около 300 человек; еще примерно на 100 человек сократилось число заключенных в округе Дэвис, в котором отпускают тех, кто отсидел не менее 75% срока при условии, что обвинение и пострадавшие не выступают против. В ближайшие дни в штате Юта должны освободить еще по крайней мере 200 человек.
12 марта король Бахрейна Хамад ибн Иса аль-Халифа выпустил указ о помиловании 901 заключенного. Еще 585 людям наказание заменили на не связанное с лишением свободы. Свое решение король обосновал «гуманитарными соображениями в поддержку сложившихся обстоятельств». На тот момент в стране было 210 случаев заражения коронавирусом. Эта амнистия стала крупнейшей в стране со времени массовых протестов 2011 года, после которых в тюрьмах оказались около 700 человек.
По словам правозащитников из Центра по правам человека в Бахрейне, среди амнистированных оказались около 300 человек, которые были осуждены по политическим мотивам. Но самые известные политические заключенные и лидеры местной оппозиции, несмотря на хронические заболевания, остались за решеткой. Не вышла на свободу и последняя в стране политзаключенная женщина Закея аль-Барбури.
17 марта власти сообщили, что всех амнистированных протестировали на коронавирус — их отпустили только после того, как тесты показали отрицательный результат. Однако правозащитница Фатима Язбек из Института демократии и прав человека в Заливе сообщила, что в крупнейшей тюрьме страны JRRC недавно появился заключенный пакистанского происхождения с признаками заражения: высокой температурой и сильным кашлем. Язбек со ссылкой на знакомых активистов передает, что охрана тюрьмы не предприняла никаких мер для защиты других заключенных. «В связи с жалким состоянием тюрем в Бахрейне существуют серьезные опасения, что вирус распространится. Камеры не проветриваются, они переполнены и отсутствует регулярная стерилизация», — предостерегает она.
По данным Госдепартамента США, на 2017 год в Бахрейне было около 3 500 заключенных. Арестанты регулярно жаловались на условия содержания, а правозащитники сообщали, что им отказывают в медицинской помощи. Комиссия Бахрейна по правам заключенных посетила тюрьму JRRC в конце 2015 года и отметила перенаселенность, антисанитарию в некоторых корпусах и недостаток средств гигиены у заключенных. В январе 2020 года после эпидемии чесотки более сотни заключенных этой тюрьмы объявили голодовку из-за антисанитарных условий и некачественной медицинской помощи.
Власти Северного Рейна-Вестфалии, самой населенной земли Германии, в которой коронавирусом заразились уже более 9 000 человек, 25 марта пообещали отпустить тысячу заключенных. По оценкам властей, в случае начала эпидемии в тюрьмах им понадобится тысяча свободных мест для организации карантина. Амнистия коснется осужденных на срок до 18 месяцев, если срок их заключения заканчивается до 31 июля 2020 года — исключение составят осужденные за насильственные преступления и преступления сексуального характера. Не коснется послабление и тех, кто совершил новое преступление уже в тюрьме. Всего в 36 тюрьмах этого региона содержатся 16 тысяч заключенных.
Верховный суд Индии 23 марта предписал всем штатам и союзным территориям Индии организовать комиссии, которые решат, каких заключенных можно отпустить условно-досрочно, чтобы уменьшить перенаселенность тюрем в условиях эпидемии COVID-19. Суд определил, что такую возможность получают те, кто был осужден на сроки до 7 лет. Кроме того, суд запретил перевозить заключенных за исключением случаев, когда это помогает справиться с перенаселенностью, а также запретил присутствие заключенных в зданиях судов — все заседания должны проходить по видеосвязи.
После этого власти столичной территории Дели объявили, что немедленно выпустят под залог на 45 дней тех, кто обвиняется в нетяжких преступлениях, провел в заключении не меньше трех месяцев и ждет решения суда. 23 марта руководство тюрьмы Тихар в Дели пообещало выпустить в ближайшие дни около 3 000 заключенных, чтобы уменьшить перенаселенность. Около половины из них составят ожидавшие начала суда или приговора. Источники Times of India в исправительном учреждении сообщили, что большая часть отпущенных — либо иностранцы, чьи сроки подходят к концу, либо те, чьи прошения о залоге все еще находятся в стадии рассмотрения. Тихар — крупнейший тюремный комплекс Индии, он рассчитан примерно на 5 000 заключенных, но в действительности перенаселен более чем в два раза.
24 марта власти штата Тамилнад отпустили под залог 136 заключенных из тюрьмы Коимбатура и пообещали в ближайшее время отпустить еще 17 человек. За несколько дней до этого правительство штата Махараштра обратилось в Верховный суд с просьбой из-за эпидемии отпустить около 5 000 заключенных. Осужденных за нетяжкие преступления, срок по которым не превышает пять лет, просят выпустить под залог. Тем, кто совершил ненасильственные преступления впервые и способен оплатить залог, предлагают дать отпуск по медицинским причинам. В тюрьмах штата, по данным Счетной палаты Индии за 2019 год, содержится 36 тысяч заключенных, это на 50% больше их вместимости.
По официальным данным, на 2018 год в исправительных учреждениях Индии содержалось 466 тысяч заключенных, общее перенаселение составляло 17%, при этом в некоторых тюрьмах оно доходило до 74%. Две трети заключенных ждали в тюрьме начала суда.
Министерство юстиции Ирландии разработало план, призванный не допустить вспышки коронавируса в местах лишения свободы — он должен выполняться последовательно, в зависимости от развития ситуации с эпидемией. Министерство предлагает упростить доступ заключенных к временному освобождению, внести изменения в его правила, а также на треть чаще выносить решения об условно-досрочном освобождении.
Две первых поправки уже работают с 16 марта. Временно на свободу выпустили заключенных из низкой группы риска — министерство не уточняет ни критериев, по которым отбирались заключенные, ни их числа. Ирландские медиа говорят о двухстах освобожденных.
Для тех, кто временно выходит на свободу, упрощены административные процедуры: раньше им было необходимо отмечаться в тюрьме раз в неделю, а теперь — раз в месяц. При этом, напоминает министерство юстиции, какие-либо нарушения со стороны осужденных приведут к досрочному возвращению в тюрьму. Кроме того, план предполагает, что случае серьезной вспышки коронавируса в колониях из них временно освободят всех, кому осталось сидеть меньше полугода.
Всего в 13 тюрьмах Ирландии по состоянию на конец февраля 2020 года содержались почти 4200 заключенных К 20 марта их количество сократилось до 3900. 53% человек содержатся в одиночных камерах, а остальные 47% делят места с еще двумя, тремя или четырьмя людьми. 15% ирландских заключенных старше 50 лет.
23 марта на сайте государственного новостного агентства Судана SUDA появилось сообщение о помиловании первой группы из 4 217 заключенных из тюрьмы Аль-Худа, находящейся во втором по величине городе страны Омдурмане. На следующий день министерство здравоохранения Судана сообщило, что все отпущенные заключенные прошли обследование на наличие коронавируса. Причиной освобождения называются меры по борьбе с распространением эпидемии. Какие именно категории заключенных вышли на свободу, SUDA не уточняет.
По состоянию на 2017 год в стране было около 21 тысячи заключенных. В прошлом году в Судане произошел военный переворот, государство находится в экономическом кризисе, многие врачи эмигрировали, в стране объявлен режим чрезвычайной ситуации и введен комендантский час.
Министр юстиции Великобритании Роберт Бакленд 25 марта признал, что COVID-19 представляет большую угрозу для переполненных тюрем. Он сказал, что правительство рассматривает возможность освобождения части заключенных, однако не уточнил, кого из них это может коснуться. Бакленд подчеркнул, что «заинтересован» в использовании схемы с временным освобождением: по его мнению, такой подход поможет смягчить ситуацию.
Правозащитники из организации Prisoners Advice Service обратились к властям с просьбой выпустить на свободу тех заключенных, которые не опасны для общества из-за своего преклонного возраста. По их данным, это около 1 700 человек в возрасте от 70 лет, в основном, мужчины.
Параллельно с эпидемией коронавируса британское правительство разрабатывает план, который позволит расширить применение условно-досрочного освобождения. Согласно нему, осужденные на срок менее четырех лет могут быть освобождены после отбытия половины наказания под обязательства, среди которых — ношение электронного браслета и соблюдение комендантского часа. При этом источники «Би-би-си» отмечают, что подобные шаги связаны не с пандемией вируса, а с переполненностью тюрем.
В тюрьмах Великобритании, по данным министерства юстиции, содержатся почти 84 тысячи человек. Министр Бакленд сообщал, что по состоянию на 25 марта около 2500 сотрудников пенитенциарной системы, или 10% от всего штата, не было на рабочих местах из-за болезней или самоизоляции.
Суд в середине марта отпустил из тюрем около 1500 человек, которые ожидали начала процессов по обвинениям в покушении на национальную безопасность. На свободу вышли и сотни арестованных, ожидавших судов по по административным делам. 18 марта власти Иордана на месяц отложили оглашение приговоров для 3 081 человека, которые были осуждены за долги на суммы до 10 тысяч иорданских динаров. По данным властей, в стране содержится около 20 тысяч заключенных, треть из них еще не осуждены. К 25 марта в стране было выявлено 153 заболевших коронавирусом.
Правительство австралийского штата Новый Южный Уэльс наделило главу местной исправительной комиссии полномочиями условно-досрочно освобождать заключенных в связи с пандемией COVID-19. В первую очередь выпустят тех, чей срок подходит к концу, однако закон дает возможность рассматривать каждый случай по отдельности.
Досрочное освобождение не предусмотрено для осужденных по тяжким статьям — например, за убийство, терроризм или преступления на сексуальной почве. Кроме того, при принятии решения должно учитываться его возможное влияние на общественную безопасность и безопасность жертвы преступления.
В середине марта 370 австралийских ученых, юристов, адвокатов и барристеров подписали письмо с призывом не допустить вспышки коронавируса в тюрьмах, где она может стать неконтролируемой.
Другие штаты Австралии примеру Нового Южного Уэльса пока не последовали. По состоянию на 24 марта в этом штате, в состав которого входит и столичный Сидней, зарегистрировано 818 случаев заболевания коронавирусом — это половина от 1700 заболевших по всей стране. Премьер-министр штата Гладис Бережиклян назвала ситуацию в штате критической. В тюрьмах Нового Южного Уэльса содержатся около 14 тысяч человек.
Иран из-за эпидемии COVID-19 временно выпустил из колоний 85 тысяч человек, причем половина из них, по утверждению властей — те, кто обвинялся в преступлениях, связанным с государственной безопасностью. По данным «Аль-Джазиры», среди них много участников ноябрьских антиправительственных протестов. Помимо политических заключенных временно освободили тех, кто был осужден на небольшой срок за ненасильственные преступления.
Позже 10 тысяч из числа освобожденных вообще амнистировали — среди них есть и политзаключенные. Формально власти не связывали амнистию с эпидемией и приурочили ее к Новому году, который по иранскому солнечному календарю наступает в конце марта. Те же, кто не попал под амнистию, должны будут вернуться в тюрьмы к 3 апреля.
По официальной статистике, в 2018 году в рассчитанных на 150 тысяч мест тюрьмах Ирана находилось 240 тысяч заключенных.
В провинции Онтарио около тысячи заключенных вышли на свободу после того, как стало известно, что у охранника тюрьмы в Торонто диагностировали коронавирус; при этом симптомы появились у некоторых заключенных в соседней провинции Квебек.
Министерство юстиции провинции Онтарио объявило, что места заключения покинут осужденные по легким преступлениям, не связанным с насилием и применением оружия. Кроме того, тюрьмы временно не будут принимать тех заключенных, которые имеют право отбывать свой срок по частям: сначала им отменили возможность делать это по будням, а затем вообще отсрочили наказание. При этом судебные слушания по мелким правонарушениям, например, нарушениям правил дорожного движения, временно полностью отложены.
Адвокаты из другой канадской провинции, Альберты, обратились в министерство юстиции с просьбой рассмотреть возможность досрочного освобождения заключенных в связи с угрозой их заражения. По состоянию на 2018 год в Канаде было около 40 тысяч заключенных, более трети из них только ждали суда.
Редактор: Егор Сковорода