Галина Морозова и ее сын Александр. Фото: личная страница Галины Морозовой в ВК
В Астрахани арестована Галина Морозова. Политика, общественного деятеля и бывшего кандидата в губернаторы подозревают в убийстве 12-летнего сына (пункт «в» части 2 статьи 105 УК). Тело мальчика нашли замурованным в бетон, в течение нескольких месяцев Морозова делала вид, что не знает, где находится ее сын, путала поисковиков и журналистов, и даже использовала мнимую пропажу ребенка для политической агитации.
«Исчезновение ребенка — это большая трагедия в семье... Бесконечные дни ожидания и надежды терзали мою душу и забирали жизнь. Сердечные приступы, аритмия, бессонница, невроз. Казалось, стою за последней чертой. Дети и внуки буквально вырвали меня из омута переживаний», — писала Галина Морозова об исчезновении своего 12-летнего сына Александра.
Мальчик пропал 4 марта — якобы ушел из дома и не вернулся. Его мать в течение трех с половиной месяцев уверяла силовиков и волонтеров, участвовавших в поисках, что понятия не имеет, где находится Александр.
От описания своих чувств Морозова переходит к политической агитации: «Не могу сидеть сложа руки, не могу спокойно смотреть на разрушение лучших человеческих качеств, которые мы получили во времена Советского Союза. Именно поэтому вступила в движение "За Новый социализм"».
«Сегодня 22 апреля. Ровно 36 лет назад, я родила своего первого из четырех детей. В день Святого Воскресенья, на ПАСХУ, пришел мой первый сынок Денис. Я очень рада, что сегодня он рядом со мной!» — заканчивала она запись, которую снабдила фотографией с товарищами по левому движению на фоне бюста Ленину и видео с убитым младшим сыном.
Мать пропавшего мальчика Галина Морозова несколько лет состояла в местном отделении «Справедливой России» и неоднократно выдвигалась на выборы от этой партии. Так продолжалось до 2019 года: ушел в отставку губернатор Александр Жилкин, временно исполняющий обязанности главы региона Сергей Морозов неожиданно, за три месяца до голосования, подал в отставку, Кремль срочно заменил его на нового назначенца, Игоря Бабушкина.
Зарегистрироваться на этих выборах пытался популярный в регионе политик, глава астраханской «Справедливой России» Олег Шеин. Но ему это не удалось: кандидатами на пост главы региона захотели стать несколько десятков человек, в итоге Шеину просто не хватило подписей, чтобы пройти «муниципальный фильтр». Одним из таких кандидатов была Галина Морозова.
После конфликта с выдвижением на пост губернатора Морозова покинула «Справедливую Россию» и объявила, что вступает в движение «За новый социализм». Его лидер Николай Платошкин в июне стал фигурантом уголовного дела о склонении к участию в массовых беспорядках.
В те месяцы, когда пост главы региона временно занимал Сергей Морозов, его однофамилица Галина состояла в экспертном совете при губернаторе: представляла «Союз ветеранов Астраханской области». Следов деятельности этой организации местным журналистам обнаружить не удалось.
Сейчас Морозова состоит в комиссии по лицензированию управляющих компаний, состав которой утверждает глава региона.
Издание «Пункт А» утверждает, что после ухода из СР Морозова сотрудничала с депутатом от КПРФ Виктором Вострецовым. Кроме того, политик предлагала себя на роль оппонента Владимиру Путину на выборах президента.
Заявление о пропаже мальчика родители подали 6 марта. Силовики сформировали несколько поисковых групп, плакаты с приметами и фотографиями развесили по всей Астрахани.
Морозова уверяла журналистов, будто бы младший сын незадолго до исчезновения стал общаться с «19-летним молодым человеком, который уже сидел за распространение наркотиков и сам бывший наркоман». В сообщении местного телеканала указывался ее номер мобильного телефона — по нему просили звонить всех, у кого появится информация о местонахождении ребенка.
Дочь Наталья сетовала: «"Люди звонят и пишут о том, что мой брат — беспризорник, который употреблял психотропные и наркотические вещества. Они позволяют себе грязно высказываться и в адрес моей семьи. Поступают даже угрозы».
«Это сейчас мы понимаем, почему мы не могли его найти, хотя говорили, что вот-вот только сейчас родители видели его тут по камерам. А тогда казалось, что мальчишка имеет доступ к нашим чатам и прячется, когда его пытались найти. Ну правда, только прошла информация, а его уже нет, очевидно, что мальчик не хочет, чтобы его нашли. В семье обсуждалось, что он "бродяжка" и ему нужна свобода, мы отталкивались от этого», — рассуждает в разговоре с «Арбуз Today» одна из волонтерок, участвовавших в поисках Александра.
Волонтеры в основном общались именно с дочерью Натальей, добавляет Александра. Та 20 июня, после задержания матери, писала: «Я осталась без своего брата, без матери, и отец вряд ли выдержит это». Со слов девушки, о том, что 12-летний Саша мертв, не знал «никто из членов семьи, включая отца».
Тело мальчика нашли только 19 июня — забетонированное под полом в доме другого сына Галины Морозовой. На следующий день СК распространил записи извлечения останков ребенка и допроса Морозовой.
«Семья потерпевшего пыталась запутать следствие, доводя информацию о том, что мальчика неоднократно видели около дома. Также они с точностью опознавали его на камерах видеонаблюдения в различных частях города, пытаясь придать видимость тому, что он еще жив», — говорится в сообщении Следственного комитета.
В СК также добавили, что подозреваемая Морозова сказала, куда выбросила гантелю и телефон сына — их нашли в пакете на дне реки.
Как следователи узнали, что труп ребенка находится под полом в доме старшего брата, не уточняется. «Московский комсомолец» со ссылкой на источник в СК пишет, что им об этом «поступила информация», и после обнаружения тела силовики приехали к самой общественнице. Та поначалу причастность к гибели сына отрицала, но, узнав про тело, дала признательные показания.
Как считает следствие, мальчик действительно вышел из дома 4 марта и вернулся домой на следующее утро. Началась ссора, мать ударила сына гантелей по голове.
О самом ребенке местное издание «Пункт А» сообщало: «Сестра Саши не отрицает, что он не по годам уверенный в себе мальчишка с присущим подросткам, переживающим пубертатный период, тяжелым хулиганистым характером». Оно опубликовало рукописный текст на клетчатом тетрадном листе, где от лица Морозовой давалось согласие на «применение силы при задержании моего сына».
Сейчас Галина Морозова помещена под стражу.