Мадина Умаева. Фото: соцсети
Мать погибшей чеченки Мадины Умаевой в эфире телеканала «Грозный» извинилась перед Рамзаном Кадыровым: она считала дочь жертвой домашнего насилия, но глава республики объявил, что смерть не была насильственной. «Медиазона» восстановила последовательность событий и перевела высказывания Кадырова, который осудил практику вскрытия трупов и призвал женщин с пониманием относиться к побоям в браке.
В середине июня по Чечне стали распространяться сообщения о смерти 23-летней Мадины Умаевой из Гудермеса. Местные жители пересылали историю молодой женщины друг другу в мессенджерах. В кратком пересказе она звучала так: 12 июня муж Мадины Висхаджи Хамидов до смерти избил ее за то, что она потратила девять тысяч рублей из детского пособия на телевизор, вызвав этим недовольство свекрови.
Вопреки чеченской традиции, похороны Умаевой прошли ночью. Позже родные погибшей настояли на эксгумации. В итоге в дело вмешался глава республики, а матери Мадины Хутмат Довлетмирзаевой пришлось публично извиняться.
Мадина вышла замуж за Висхаджи Хамидова в 16 лет. В браке она родила троих детей. По словам родственниц Умаевой, в семье часто случались ссоры, девушка жаловалась, что муж ее бьет, и не раз пыталась от него уйти.
Хутмат Довлетмирзаева рассказала «Кавказскому узлу», что незадолго до смерти дочь приехала к ней после очередной ссоры с родственниками мужа. Спустя три дня мать убедила ее вернуться в семью ради детей, оставшихся с мужем. Позже Хутмат позвонили сват и сватья и попросили ее приехать — по их словам, Мадина заперлась в комнате и отказывалась выходить. Утром 12 июня Хутмат поехала из родного Аргуна в Гудермес и еще раз уговорила дочь забыть обиды. Вечером матери сообщили, что Мадине стало плохо. Когда она приехала к дому дочери, та была уже мертва.
«Я их просила, плакала: "Зачем ночью хоронить? Оставьте до утра, дайте мне с ней переночевать". Но нет, мне даже тело не показали. Когда мне ее показали, она была уже искупанная и закрытая вся. Только лицо показали», — рассказывала Хутмат Довлетмирзаева.
Тетя погибшей, ссылаясь на рассказ четырехлетней дочери Мадины, утверждала, что девушку могли задушить и сбросить с лестницы.
«Свекровь постоянно своему сыну жаловалась на нее, и он ее поэтому часто бил. Она жила с ним — трое детей, не могла их оставить», — приводит «Кавказский узел» слова родственницы.
Двоюродная сестра погибшей Малика Аюбова рассказала, что Мадина пыталась уйти от Хамидова, но старшие родственники давили на нее, потому что «женщина должна быть замужем».
«Она говорила тогда, что, когда муж избивает ее, становится как будто неуправляемым, невменяемым, как зверь», — приводит издание ее слова.
Семья умершей девушки уверена, что ее убили и именно поэтому похоронили в такой спешке, не показав тело ближайшим родственникам.
Родные мужа в свою очередь утверждали, что у Мадины случился приступ эпилепсии и она упала с лестницы.
18 июня прокуратура Чечни назначила проверку обстоятельств смерти Умаевой.
«Не дай Аллах ни одной матери пережить то, что переживает сегодня жительница Аргуна Хутмат Давлетмирзаева. У нее умерла дочь Мадина — молодая мама троих детей. Умерла, оставив после себя целый шлейф самых противоречивых разговоров и домыслов. Обществом обсуждается несколько вариантов случившейся трагедии, — написала в тот же день в своем инстаграме член Совета по правам человека при главе Чечни Хеда Саратова. — Ажиотаж подогревается тем, что молодая женщина в нарушение всех мусульманских ритуальных норм захоронения была предана земле после захода солнца, а точнее, ночью. Что и вызвало основное подозрение и сомнение у матери усопшей, ее родственников, знакомых и просто жителей в республике и за ее пределами».
Саратова пообещала следить за ходом проверки, и если подтвердится, что Мадину Умаеву убил муж, сделать все, «чтобы справедливость восторжествовала».
ЧГТРК «Грозный» тем же вечером выпустила репортаж, посвященный смерти молодой женщины. «Кавказский узел» перевел с чеченского реплики участников программы.
Так, свекровь погибшей Гумсет Хамидова вспоминала: она сочла телевизор за девять тысяч слишком дорогим, и сказала невестке, что эти деньги лучше было потратить на ремонт. «Это одно слово я ей сказала. <…> Больше я ей ничего не говорила», — заверила она.
Висхаджи Хамидов утверждал, что он находился в больнице, когда ему сообщили о смерти жены, а «люди распространили сплетни»: «Мне очень обидно, осадок на сердце, мне нужно жить среди людей, ради Всевышнего и Пророка, уберите эти [сообщения из соцсетей]».
Кроме того, в программе выступил фельдшер, который осматривал тело Умаевой. По его словам, на трупе не было заметно следов насильственной смерти. Проводившая ритуальное омовение погибшей женщина подтвердила это, но версию о падении сочла неубедительной. «Говорят, она умерла, упав со ступенек, у нее была эпилепсия. <…> Если человек упал, на руке или на спине, или на голове, или на другом месте царапины должны быть. На ее теле не было ни единой царапины», — рассуждала она.
Имам местной мечети Абдул-Карим Рашидов, в свою очередь, объяснил ночные похороны жарой. «Жарко, умершего нельзя оставлять, труп начинает разлагаться. Потому что была возможность провести свет и так далее, мы эту девушку похоронили ночью», — приводит «Кавказский узел» перевод его слов.
Между тем Следственный комитет Чечни назначил доследственную проверку информации об убийстве Умаевой мужем.
20 июня тело девушки эксгумировали для проведения судебно-медицинской экспертизы.
Мать Мадины, по сообщению проекта «Кавказ.Реалии», утверждала, что присутствовала при процедуре и видела на теле дочери шрам или рану и кровь.
Впрочем, чеченские соцсети эксгумация и экспертиза не успокоили: пользователи начали рассылать сообщения, что девушку похоронили заживо.
История Мадины Умаевой дошла до главы республики Рамзана Кадырова. 23 июня ЧГТРК «Грозный» показал сюжет о прошедшем накануне в мэрии Гудермеса совещании, куда собрали родственников погибшей, семью ее мужа, силовиков и чиновников.
Как поясняет за кадром корреспондент телеканала, версия об убийстве появилась из-за того, что мать погибшей «услышала анонимные рассылки», а после ей позвонили «некие соседи соседей Хамидовых».
Кадыров выслушал обе стороны. Хутмат Довлетмирзаева повторила, что зять бил Мадину, и еще раз описала события последних дней.
Мать объяснила: соседки Хамидовых услышали крики, заглянули к ним во двор и увидели лежавшую на земле девушку, но им сказали, что Мадина притворяется и прогнали со двора, перевел для «Медиазоны» местный житель чеченскую речь.
Женщина обращала внимание, что родственники ее зятя — военные; ранее она говорила журналистам, что именно это помогло ему уйти от ответственности. Кадыров на этих словах начал смеяться, а затем поклялся, что если девушку убили, преступников найдут и посадят, но и тем, кто сплетничает — заткнут рты.
«Их мужей поставим в центр села, чтобы все видели, что они не мужики [потому что не могут заставить своих жен замолчать]», — говорил Кадыров на чеченском. Он пригрозил, что ФСБ узнает, кто рассылал сообщения в мессенджерах.
В итоге глава республики объявил, что, согласно результатам вскрытия, смерть девушки была ненасильственной. При этом факт эксгумации и вскрытия сильно возмутил Кадырова: он отметил, что это запрещено исламом, а власти республики добиваются, чтобы, «когда чеченцы умирают, их не вскрывали».
В отрывке программы, опубликованном позже телеграм-каналов IADAT, он обращается к сестре убитой. «Твою сестру распотрошили. Все органы твоей сестры сняли и отправили на экспертизу. <…> На девятый день, когда труп гниет, ее выкопали, отправили в морг и разобрали. Вот в таком состоянии труп твоей сестры», — нагнетает ужас Кадыров. Девушка, которой адресованы эти его слова, начинает плакать.
На видео Кадыров также говорит, что погибшая девушка «должна была цепляться за свой брак».
«Когда замужем, бывают и споры, и ссоры, и бывает, что муж побивает», — перевел для «Медиазоны» его слова носитель чеченского языка.
«Ты просила меня помочь, — обращается он к матери Мадины. — Теперь докажи мне, что ее убили, покажи хоть одного свидетеля».
В итоге Хутмат Довлетмирзаева извинилась перед главой Чечни, назвав его «падишахом».
«Я прошу прощения, что послушала всякие сплетни, прошу прощения у падишаха», — произнесла она на камеру.
Сын Мадины после ее смерти остался с отцом, а дочерей забрала к себе бабушка по материнской линии — Хутмат Довлетмирзаева. «Кавказ.Реалии» пишут, что Кадыров распорядился вернуть их Хамидову.
Редактор: Дмитрий Ткачев