Что же такое наследовать землю. В Лондоне активисты вырыли туннель и провели там месяц, чтобы сорвать строительство железной дороги
Александр Бородихин
Что же такое наследовать землю. В Лондоне активисты вырыли туннель и провели там месяц, чтобы сорвать строительство железной дороги
26 февраля 2021, 14:22

Лагерь протестующих возле Юстонского вокзала. Фото: Aaron Chown / PA

Пока Россия обсуждала январские уличные акции и последовавшие за ними аресты, британский протест разворачивался под землей. На протяжении месяца активисты движения «Восстание против вымирания» сидели в собственноручно вырытом 30-метровом туннеле в центре Лондона в знак протеста против строительства новой железной дороги. «Медиазона» рассказывает о необычной акции, которая закончилась вместе с силами последнего из землекопов.

Небольшой сквер возле Юстонского вокзала в центре британской столицы был оккупирован активистами несколько месяцев: штаб из дощатых паллет с натянутым брезентом, домики на деревьях и многочисленные транспаранты против строительства скоростной железной дороги High Speed 2 (HS2).

По замыслу проектировщиков, магистральная линия, которая свяжет крупнейшие города страны (Лондон, Манчестер, Ливерпуль, Лидс и другие) через 20 лет, должна будет не только разгрузить действующие направления, но и «способствовать перебалансировке» британской экономики. Сейчас стоимость жизни в столице и нагрузка на транспортную сеть при ежедневных поездках из пригородов слишком велики.

«HS2 — самый дорогой, расточительный и разрушительный проект в истории Великобритании, который уничтожит или нанесет непоправимый ущерб 108 вековым лесам, 693 объектам дикой природы, 33 объектам, представляющим особый интерес для науки, пяти объектам дикой природы международного значения, охраняемым законом Великобритании, 2 тысячам домов и предприятий и 19,5 тысячам постоянных рабочих мест, — возражают строителям железной дороги активисты. — HS2 станет настолько масштабным источником углеродных выбросов (11 млн тонн), что он никогда не выйдет на нулевой баланс выбросов и тем самым разрушит все надежды на достижение и без того запоздалой цели по нулевому балансу в Великобритании к 2050 году».

Юстонский вокзал, куда должны будут приходить поезда с севера, закономерно стал точкой притяжения для протестующих. Против проекта HS2 выступают активисты Extinction Rebellion (XR, «Восстание против вымирания»), которые последние несколько лет выступают с уличными демонстрациями и перформансами против «чрезвычайного климатического положения», грозящему человечеству исчезновением.

Транспорт давно привлекает приверженцев XR как мишень для протестов: они блокировали движение состава с углем в австралийском Брисбене и приклеивали себя суперклеем к окнам пассажирского поезда в Лондоне. Строительство первой очереди железной дороги HS2 уже началось, но активисты не сдавались: на протяжении пяти месяцев они тайком рыли землю под своим палаточным лагерем в сквере у Юстонского вокзала. Работы велись прямо перед полицейским оцеплением.

Получившийся в результате подземный туннель со стенками, укрепленными самодельными дощатыми подпорками, назвали «Калвином». Его общая протяженность с ответвлениями составила около 30 метров.

Лежа на спине, человек устанавливает крепь в туннеле. Схематичное изображение из «Гида Диско Дэйва по туннелям»

Ночью 27 января строители «Калвина» спустились внутрь; они обещали придерживаться прежней тактики ненасильственного протеста, однако пригрозили, что прикуют себя к трубам под землей при вмешательстве силовиков. В коридорах, размер которых едва позволяет передвигаться на четвереньках, заранее подготовили запасы еды и воды, принесли туда книги, игральные карты и зарядные устройства. 

«Наш строительный процесс стал настоящим достижением инженерной мысли, куда более экологически чистым делом собственных рук, чем то, что предлагается нам как HS2, — говорил корреспонденту Guardian один из землекопов, экоактивист доктор Ларч Макси. — Мы гордимся своей работой и сочетанием современных технологий — отбойных инструментов и вентиляционных труб — с простейшей работой с досками».

Под землю ушли как минимум восемь активистов. Одного из них сотрудники частной компании, нанятой для «выселения» протестующих, пытались вытащить наружу силой, но безуспешно — он вышел только в обмен на обещание спустить остающимся под землей товарищам предметы гигиены и светильники. Окопавшиеся также договорились со своими оппонентами о подъеме на поверхность ведер с отходами. 

«Это все очень рискованно и опасно для жизни, но это того стоит, — делилась с "Би-би-си" 18-летняя активистка по прозвищу Блю. — Только так можно добиваться изменений. Я готова пожертвовать всем, чтобы не допустить чрезвычайной экологической ситуации с климатом. Мы хотим все сделать максимально безопасно — не то, чтобы мы собираемся просто себя в жертву принести, мы хотим остановить HS2».

Для ветерана экологического движения Свомпи этот туннель уже не первый: в 1990-х он последним вышел из самодельного туннеля во время масштабных протестов против дорожного строительства в графстве Девон. Четверть века спустя Свомпи снова спустился под землю и объяснял на видео, что туннель должен стать переломной точкой в истории HS2. Журналистов в подземный лаз пускали даже с видеокамерами.

Глава городского совета лондонского района Кэмден, в котором обосновались активисты, хотя и призвала протестующих выйти из туннеля, воздержалась от осуждения: она подчеркнула, что признает за ними право на мирный протест.

Время шло, и к началу февраля вместо палаток протестующих в парке у Юстонского вокзала появились палатки оперативного штаба. Постепенно люди начали выходить наружу — по одному, пытаясь рационально использовать оставшиеся внизу запасы и максимально продлить акцию.

Сын шотландского миллионера Рока Сэндфорда Лаклан (он предпочитает называть себя Лазером) продержался под землей 12 дней; его сестра Айла по прозвищу Блю — почти месяц. Блю покинула туннель вместе со Свомпи утром 25 февраля. 16-летнего сына Свомпи после трех недель увезли из туннеля на носилках чуть раньше отца; доктора Макси вытащили приставы. Часть вышедших на поверхность активистов уже вызвали в суд.

Последним под землей оставался 18-летний Брэдли, который из последних сил держался с запасами еды и воды. Наконец, утром 26 февраля наверх поднялся и он; пока активиста увозили под крики собравшихся «Мы тебя любим, Брэдли!», он показывал «победный» жест из двух пальцев.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке