Грач не стукач. После чужого пранка нижегородец уже три месяца в СИЗО по делу, из‑за которого сожгла себя Ирина Славина
Статья
9 апреля 2021, 13:29

Грач не стукач. После чужого пранка нижегородец уже три месяца в СИЗО по делу, из‑за которого сожгла себя Ирина Славина

Михаил Иосилевич на церемонии прощания с Ириной Славиной в нижегородском Доме ученых. Фото: Роман Яровицын / Коммерсант

Нижегородский предприниматель и создатель «Церкви летающего макаронного монстра» Михаил Иосилевич в СИЗО уже почти три месяца — поводом для ареста стало заявление свидетеля Ярослава Грача о том, что Иосилевич угрожал ему по телефону. В реальности Грачу звонили участники чата украинского пранкера Евгения Вольнова — это подтвердили уже две экспертизы, но суд и следствие предпочитают верить заключению сотрудников ФСБ, установивших идентичность голосов не с помощью специального исследования, а просто «путем многократного прослушивания».

3 октября 2020 года нижегородский предприниматель Михаил Иосилевич написал в фейсбуке пост с заголовком: «Грач не стукач».

Речь в нем шла о 32-летнем Ярославе Граче, одном из трех людей, чьи объяснительные в полиции стали основанием для возбуждения дела об осуществлении деятельности нежелательной организации (статья 284.1 УК, до шести лет лишения свободы).

Подозреваемым по этому делу стал как раз Иосилевич — активист-пастафарианец, который в октябре 2016 года первым в России зарегистрировал «Церковь летающего макаронного монстра». Еще в 1999 году Михаил Иосилевич создал первый нижегородский форум NN.Ru, позже переросший в городское СМИ. В 2012 году он продал этот бизнес и стал заниматься своим кафе «То самое место».

По версии следствия, это кафе Иоселевич предоставил для тренинга признанной нежелательной организацией «Открытой России» — а значит, совершил уголовное преступление. Сам предприниматель говорит, что с активистами «Открытой России» не связывался, а помещение сдавал движению в защиту прав избирателей «Голос» — для обучения наблюдателей на выборах.

1 октября у Иосилевича и местных активистов прошли обыски по этому делу. С обыском пришли и к главреду издания Koza.Press Ирине Славиной — на следующий день Славина совершила самосожжение перед зданием управления МВД по Нижегородской области, оставив в фейсбуке предсмертную записку: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

В своем посте Иосилевич рассказал, что Грач согласился поговорить с ним по телефону и убеждал его, что «ничего такого» из написанного в объяснении он не говорил, а сотрудники полиции сильно исказили слова Грача, вырвав их из контекста. И что Грача «опрашивали четыре часа и уморили усталостью», а потому он «невнимательно прочитал протокол перед подписанием».

Пост стал реакцией Иосилевича на травлю Грача, начавшуюся после гибели Славиной — перед смертью она опубликовала данные свидетелей, дававших показаниях по уголовному делу. Через несколько дней один из адвокатов Иосилевича встретился с Грачом — по словам защитника. Тот повторил сказанное предпринимателю и подписал составленный им адвокатский опрос.

Вскоре Грач стал объектом травли и для популярного украинского пранкера Евгения Вольнова, объявленного Россией в розыск. Он посвятил Грачу одну из комнат в Discord — приложении для групповых чатов.

«Он звонит в прокуратуру, в администрацию президента, кому только не звонит, — говорит о пранкере друг арестованного предпринимателя Герман Князев. — Так называемое пранк-шоу, к звонку могут подключаться любые участники, анонимно. Все звонки в жестких выражениях, с угрозами отрезать голову и так далее. А с Грачом у него еще и личная неприязнь была, потому что его отец воевал с украинцами на Донбассе, поэтому он активно призывал доставать Грача».

«Грач — он просто мудила, он стукач, он мудак, который довел человека до самоубийства. Я считаю, что око за око, зуб за зуб», — добавлял сам Вольнов.

Звонки из этого аудиочата поступали Грачу примерно раз в неделю, признавался позже сам пранкер. Михаил Иосилевич пытался остановить и его. «После разговора с Грачом мне в фейсбук написал Иосилевич. Он говорит: ты неправильно воюешь, не в ту сторону, потому что грач не стукач», — вспоминал Вольнов.

Но звонить Грачу не перестал — тот поддавался на провокацию и активно участвовал в разговорах, доставляя удовольствие участникам чата, в какой-то момент даже стал узнавать их по голосам. В среднем, говорит Вольнов, в таких конференциях участвовали пять-шесть анонимных пользователей.

Михаил Иосилевич на акции в Нижнем Новгороде 23 января 2021 года. Фото: личная страница в Facebook

В СИЗО из-за чужого стрима

Первые месяцы Иосилевич был под подпиской о невыезде. Но 13 января политик Алексей Навальный, после отравления находившийся на лечении в Германии, объявил о возвращении в Россию. Прочитав об этом в новостях, вспоминает Герман Князев, предприниматель написал в СК заявление с просьбой разрешить ему поехать в Москву и встретить оппозиционера в аэропорту — тот должен был прилететь 17 января.

Следователь Иосилевича не отпустил, а 18 января против него возбудили еще одно уголовное дело, теперь по статье о неуведомлении о втором гражданстве (статья 330.2 УК) — и изъяли у него паспорт Израиля.

В тот же день Ярослав Грач пришел в полицию с заявлением о совершении преступления. «Там некое сообщение о преступлении — якобы ему 13 января звонили с угрозами, он записал их на телефон, принес запись сначала в полицию, а оттуда ее уже передали в СК следователю, который расследует дело Иосилевича. Грач там говорил, что узнал в одном из голосов самого Иосилевича», — объясняет один из адвокатов предпринимателя.

30 января Московский районный суд Нижнего Новгорода заключил предпринимателя под стражу, по словам защитника, «из-за оказания давления на свидетеля». В тот же день следователь взял с адвокатов Иосилевича подписку о неразглашении.

Вскоре друг арестованного Герман Князев выяснил, что поводом для ареста послужила запись из аудиочата Вольнова — он связался с пранкером, который предоставил запись эфира от 13 января.

«Там есть реальные угрозы, где этот человек говорит, что сожжет и Грача, и родственников его, и так далее, — говорит Князев. — И квартиру, и дом его они называют. Безусловно, это угрозы, эта запись ужасная, плохая и дурацкая. Вот только Михаил к ней отношения не имеет».

Когда Иосилевича заключили под стражу, не было проведено даже экспертизы этой записи — суд принял решение только на основании слов Грача. Уже к следующему заседанию о продлении меры пресечения экспертиза в деле все же появилась, говорит Князев:

«Я видел ее, там написано, что специалисты установили аналогичность голосов "путем многократного прослушивания". При этом установили они ее, не имея образования филологического, лингвистического — проводили ее люди с должностью "техник" в ФСБ, а техники обычно занимаются тем, что проводят экспертизу телефонов и компьютеров, которые изымаются. Вот они провели экспертизу путем прослушивания. Это бабушкины россказни, что они услышали там голос Михаила. Там нет никакого технологического исследования, графиков, скринингов, просто "путем прослушивания" — и все тут».

12 февраля Вольнов провел новый стрим на ютубе, в котором связался с анонимом, чей голос Грач в своем заявлении назвал голосом Иосилевича. «Я хочу сказать, что эксперты эти — полные придурки. — говорил во время стрима анонимный пранкер. — Потому что Грачу, возможно, звонил я, а не [Иосилевич], и если послушать записи, то это невозможно не услышать. А если посмотреть, какое у нас сегодня число — 12 февраля — [сейчас] Иосилевич сидит в тюрьме. Есть у него там телефон? Мог с ним Вольнов [сейчас] связаться?».

«Как видите, Иосилевич не мог быть этим человеком, потому что этот человек явно на свободе», — подытожил сам Вольнов.

Скриншот: ВКонтакте

«Буду считать экспертизу от сотрудников ФСБ не "ошибочной", а намеренно ложной»

За три месяца, которые предприниматель находится в СИЗО, его защита заказала два исследования разговора пранкеров с Грачом. Первое сделал Центр экспертизы и оценки «Есин», ставший в этом году лауреатом национальной премии в области судебной экспертизы «Золотая истина» как лучшая частная компания, занимающаяся фоноскопическими экспертизами. Эксперты центра установили, что на записи есть голос Грача, но нет голоса Иосилевича.

Центр «Судебный эксперт» пришел к тем же выводам. Более того, в центре изучили и запись нового эфира Вольнова, прошедшего 12 февраля — и заключили, что голос выступавшего там анонима принадлежит тому же человеку, который говорил с Грачом и 13 января.

Адвокаты Иосилевича подали в управление ФСБ по Нижнему Новгороду заявление с просьбой признать недействительной проведенную спецслужбой экспертизу.

«В случае положительного ответа — я надеюсь вскоре быть на свободе и заняться лечением хронических заболеваний, которые у меня обострились. В случае отрицательного ответа или его отсутствия я буду считать эту экспертизу от сотрудников ФСБ <…> не "ошибочной", а намеренно ложной», — пишет Михаил Иосилевич из СИЗО.

Его друг Герман Князев считает, что Ярослав Грач не мог спутать голос Иосилевича и голос анонимного пранкера — они знакомы несколько лет и неоднократно общались.

«Грач находится под полным контролем, прессом правоохранительных органов, — говорит Князев. — Его снова запугали, что если его не спасут правоохранительные органы РФ, то обязательно приедут украинцы и реально отрежут ему голову. Более того, ведь эти угрозы были примерно с октября 2020 года. Изначально они шли от Вольнова и его компании».

По его словам, ни Грач, ни следствие на эти пранки с угрозами никак не реагировали. «Они только записывали их, записывали и записывали, а когда Михаил написал заявление в СК с просьбой ему, находящемуся под подпиской о невыезде, разрешить поехать в Москву встретить Навального, который прилетал в Россию, сразу же в тот же день СК возбудился на изменение меры пресечения на арест», — возмущается Князев.

«Конечно, Иосилевич не тусовался в конфаче ни в каком, — говорил пранкер Вольнов все в том же стриме 12 февраля. — Он не знает, что такое конфа скорее всего, он там никогда не был зарегистрирован даже, я это точно знаю. Поэтому Грач — просто лжесвидетель».

Редактор: Егор Сковорода