Защитники Троицкого леса. Фото: Олег Зурман / Медиазона
В Троицке — городе, который стал частью Москвы, — уже несколько недель продолжается противостояние между местными жителями и застройщиками. Горожане требуют остановить вырубку леса под возведение «школы-гиганта». Накануне протестующие праздновали маленькую победу — противостоящие им охранники покинули место вырубки. Но уже ночью ситуация изменилась.
«Я не могу бросаться под пилы, я не могу толкать мужиков. Хотя девушки, которые такие же [как я], толкают. Я не знаю, как это делать. Все, что я могу делать, — приходить с термосом, наводить шум», — говорит Александра Бриз, немного запыхавшаяся невысокая девушка в бордовой куртке.
В руках у Александры увесистая пачка напечатанных на ткани небольших листовок с надписью «Мы за лес» и QR-кодом, который ведет на сайт с актуальной информацией о ситуации вокруг Троицкого леса. Две недели назад горожане разбили в лесу небольшой лагерь, протестуя против вырубки деревьев, на месте которых власти собираются построить огромную школу, детский сад, футбольный стадион, парковку и подъездные дороги.
Сама Александра Бриз живет в Троицке лишь пару месяцев, но уже успела проникнуться пафосом борьбы за лесной массив, который во что бы то ни стало хотят отстоять местные жители. Происходящее с лесом они называют «экоцидом». Девушка энергично раздает листовки собравшимся вокруг нее людям, предлагая прицепить их к одежде или на рюкзак, но и без них защитников леса можно отличить от тех, кто им противостоит — сотрудников ЧОПа в ярких желто-зеленых жилетах и оранжевых касках.
Охранников тут называют «титушками», «боевиками» и «фашистами». Они появились на стройплощадке несколько дней назад: полсотни коренастых мужчин свезли сюда, чтобы деморализовать защитников леса. Пока это им не очень-то удается. «Держите дистанцию, от вас смердит фашизмом», — периодически слышат в свой адрес желтые жилеты. Они действительно стоят поодаль и лишь иногда зачем-то передвигаются по территории стройки.
Экоактивисты и местные жители собираются в Троицком лесу обычно около восьми часов утра. Строители пытаются этому помешать, возводя вокруг участка заборы. Защитникам лесопарка все равно удается попасть на закрытую территорию — они проделывают в ограждениях дыры и беспрепятственно занимают оставленный накануне лагерь. Как только человек с бензопилой направляется в сторону деревьев, активисты бросаются ему наперерез, обнимают стволы и требуют прекратить уничтожение леса. Люди всерьез опасаются, что власти не остановятся, зачистив от сосен и берез территорию на отведенном под строительство школы участке, и двинутся глубже в лес.
«Мы боремся не конкретно за эти деревья, мы боремся за этот кусок леса», — показывает рукой в сторону не задетого рубками зеленого массива Александра Бриз.
Еще не тронутые деревья от бензопил защищают портреты Владимира Путина с его цитатами об экологии и важности сохранения лесов.
Возвести комплекс школьных зданий на 2,1 тысячу учеников планируется к 2023 году. Против эпохальной для Троицка стройки, которая должна решить проблему дефицита учебных мест, протестует группа горожан, собравших уже 7,5 тысяч подписей на имя мэра Москвы Сергея Собянина.
«Троицкий лес — любимое место отдыха горожан. Наш лес — источник чистого воздуха не только для местных жителей, но также является частью защитного пояса вокруг столицы. Жажда обогащения троицких чиновников наносит ущерб экологии всей Москвы, противоречит конституционному праву граждан на благоприятную окружающую среду. Вырубка леса запланирована в местах обитания краснокнижных животных и растений. Застройка таких территорий, их хозяйственное освоение полностью незаконно» — говорится в петиции.
Формально проект школы и сопутствующей инфраструктуры был одобрен на общественных слушаниях еще в 2018 году, но в его результаты никто не верит. Горожане, вставшие на защиту леса, считают, что слушания «провели исподтишка».
«С нами как с холопами нельзя. Если город сказал нет, значит — нет. Услышьте его, поговорите с ним и, пожалуйста, учтите наше мнение. Проведите референдум. Люди, включите мозг, вас закатают в бетон. Не надо манипулировать детьми, постройте несколько маленьких школ», — разочарованно говорит в беседе с «Медиазоной» местная жительница Лариса. Она оказалась в числе первых, кто пришел на место вырубки деревьев, чтобы противостоять строителям и работникам с бензопилами в руках.
Никто из защитников леса не возражает против строительства самой школы в Троицке — они лишь предлагают ее перенести куда-нибудь в другое место, а если земли для нее не найдется, то построить две, но поменьше. На тринадцатый день противостояния вокруг Троицкого леса за его спасение выступил Совет по правам человека при президенте и коммунисты из Мосгордумы.
Согласно плану властей, вырубить планируется почти пять гектаров леса из 75. По словам руководителя департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, переживания жителей Троицка напрасны, поскольку участок для строительства «школы-гиганта», как ее еще называют, находится вне границ особо охраняемых территорий. Кроме того, взамен спиленных деревьев чиновники обещают организовать посадку новых.
Противники строительства школы на месте леса также требуют уволить главу Троицка Владимира Дудочкина. Накануне десятки человек пришли к зданию администрации, чтобы передать Дудочкину свои требования, но чиновник так и не вышел к протестующим, предпочтя общаться с жителями города по телефону. «Я хочу сказать честно, — обратился Дудочкин к одной из активисток. — Все, что вы хотите — отснять главу, выложить в интернет, как бы тут его прочихвостили, и на этом разойтись. Я вам такого удовольствия не доставлю. Я сижу здесь, чтобы решать серьезные вопросы».
Вслед за ЧОПовцами на месте вырубки Троицкого леса появились полицейские. Однако они сохраняют нейтралитет и редко вмешиваются в конфликты между экоактивистами и охранниками.
Эти потасовки в последние дни случаются все чаще. На многочисленных стримах с места событий чоповцы атакуют защитников леса, валят в снег женщин и бьют мужчин. И хотя днем 3 февраля на месте вырубки леса было чуть спокойнее, корреспондент «Медиазоны» заметил двух пострадавших в драках мужчин — у одного была большая ссадина на щеке, у другого — кровоподтек под глазом. А кто-то из охранников распылил газовый баллончик в толпе активистов. Противники школы в лесу уверены, что приказы охранникам о насилии в отношении людей отдает сам Дудочкин и даже Сергей Собянин.
В перерывах между потасовками защитники леса подкрепляются горячей едой и чаем из термосов и рассуждают о том, как дальше защищать лес. «Я думаю, что ничего не получится, — с пессимизмом замечает житель Троицка Виктор. — Но смысл этого действия — оттянуть как-то время. Поскольку есть очень весомые подозрения, что документы, на основе которых они это делают, — поддельные, липовые. Но когда-то официальные органы должны дать ответ».
Около 5 часов вечера желтые жилеты неровным строем покидают лес. «Ура! Победа!», — кричат им вслед защитники леса. Те ухают и кричат что-то нечленораздельное в ответ.
Эту маленькую победу с оптимизмом воспринимают не все — чиновники до сих пор на протесты внятно не отреагировали: «Это просто очень грустно. Люди стоят здесь месяц, но их никто не слышит. Как будто нас нет», — говорит Александра Бриз.
Лагерь защитников леса девушка покидает чуть раньше остальных: ей нужно поспать несколько часов, чтобы снова выйти ночью на дежурство в лесу. Больше всего люди боятся, что пока они спят, работники с бензопилами зачистят участок от елок и сосен — и наутро останется только голое заснеженное поле.
Опасения защитников леса оправдались. В чате, где координируются активисты, ночью появилась видеозапись: в сумраке под звук бензопилы падает очередной ствол. «4 февраля, примерно половина первого ночи. Пилят деревья. Троицкий лес», — говорит голос за кадром. По словам местной жительницы Марины Комогорцевой, снявшей на видео, как ночью валят лес, «деревья падают одно за другим».
Нескольким активистам все же удалось ночью попасть за заборы, остановить вырубку и вызвать на место полицейских. В чате защитников леса рассказывали как минимум об одном избитом охранниками человеке. Утром около десятка активистов снова заняли свой лагерь в Троицком лесу.
Редактор: Дмитрий Трещанин