Третья «республика». Что происходит в Херсоне — единственном областном центре Украины, захваченном Россией после 24 февраля
Алла Константинова
Третья «республика». Что происходит в Херсоне — единственном областном центре Украины, захваченном Россией после 24 февраля

Митинг в Херсоне против оккупации города российскими военными, 7 марта 2022 года. Фото: Olexandr Chornyi / AP

Херсон — единственный областной центр, который российским войскам удалось занять с начала своего вторжения в Украину. Город с населением почти в 300 тысяч человек уже два месяца находится под контролем российских войск. Два дня назад в области пропала мобильная связь и интернет: родственники херсонцев опасаются, что именно сейчас российские власти проведут в городе референдум о создании «Херсонской народной республики» по образцу ДНР и ЛНР.

«Слышны [в области] взрывы, даже когда я разговариваю с родителями по телефону, и днем, и ночью», — рассказывает Анастасия Закрасняная, уехавшая из Херсона с детьми две недели назад. Она уже вторые сутки не может созвониться с родными, которые не захотели бросать хозяйство и остались в захваченном российскими военными городе — в городе 30 апреля пропала мобильная связь. Одно из последних видео, которое отец Анастасии прислал ей — его прогулка с собакой по центральной улице Ушакова. В ночь на 28 апреля по ней нанесли ракетный удар: взрывной волной выбило стекла в здании больницы, музыкального училища, почты, пострадал частный дом.

Минобороны России обвинило ВСУ в обстреле города: по российской версии, украинские войска ударили по центру Херсона баллистическими ракетами «Точка-У» и реактивными снарядами систем залпового огня.

«Родители находятся у себя дома. [В бомбоубежище] я ходила с мамой, младшей сестрой и детьми, а отец — нет, — говорит Анастасия. — Он считает, что мужчины туда не должны ходить. Родители не уехали [из Херсона], потому что у нас там осталось жилье, плюс животных много — собаки, кошки».

Сейчас из Херсона уже не выехать, говорит Дмитрий Павловский из Киева: «Машины разворачивали русские». Он тоже несколько дней не может созвониться с матерью, она сейчас в городе, «сидит дома». По словам Дмитрия, мобильная связь в области пропадает во второй раз с начала войны.

«Ранее были перебои из-за повреждения каналов связи, вызванных боевыми действиями, — рассказывает Никита Олешко, также уехавший из Херсона около двух недель назад. — Сейчас связь, скорее всего, целенаправленно отключена оккупационными войсками или администрацией».

2 мая проект NetBlocks сообщил, что провайдер Skynet в занятом российскими войсками Херсоне был отключен от украинских сетей. Через некоторое время связь частично восстановилась, но теперь трафик идет через сеть Ростелекома.

Родственники переставших выходить на связь жителей Херсона беспокоятся, что отключение мобильной связи может быть связано с подготовкой проведения на занятой Россией территории референдума о создании независимой от Украины «Херсонской народной республики». Несмотря на то, что жители Херсона какой-либо подготовки к нему не видели, разговоры о нем ведутся с начала марта. «В городе нет никакой информации о референдуме, — говорит Дмитрий Павловский. — Лично мама не верит, что он может пройти, так как не видно никаких приготовлений к нему».

О том, что Россия собирается создать на территории Херсонской области «Херсонскую народную республику», 16 апреля говорила уполномоченная Верховной рады по правам человека Людмила Денисова. По ее данным, в соседней с Херсоном Новой Каховке на тот момент уже начали печатать «бюллетени» для проведения «референдума».

«Проведение псевдореферендума планируется в период с 1 по 10 мая 2022 года. В этот период намерены закрыть Херсон на въезд и выезд и отключить всю связь», — написала Денисова в фейсбуке.

Близкие к Кремлю источники «Медузы» также говорили, что референдум сначала планировался на конец апреля, но из-за военных неудач России на фронте даты могли перенести. На голосование, по данным «Медузы», планируется вынести вопрос о независимости региона от Украины и создании «Херсонской народной республики» по образцу ДНР и ЛНР. В дальнейшем ХНР также может быть присоединена к России, считают собеседники издания.

«Продали город за 30 сребреников?»

Несмотря на то, что Херсон находился под контролем России с начала марта, почти два месяца в городе работала украинская администрация. Глава города Игорь Колыхаев 2 марта написал в фейсбуке, что «не давал никаких обещаний» российским военным и «просто попросил не стрелять в людей». Он также объявил о начале действия комендантского часа в городе и попросил не провоцировать российских военных: «Пешеходы ходят по одному, максимум по двое. Военных не провоцируют. При первом же требовании останавливаются. Не конфликтуют».

Здание Херсонского городского совета. Фото: фейсбук мэра Херсона Игоря Колыхаева

Здание городского совета российские военные захватили в Херсоне 25 апреля. Как написал потом Колыхаев, российские военные забрали ключи от здания горсовета и сменили охранников.

На следующий день российские военные провели в горсовете специальное заседание, назначив на нем новых руководителей Херсонской областной и городской администраций — бывшего городского главу Владимира Сальдо и некого Александра Кобеца.

За две недели до своего назначения российским губернатором Херсона Владимир Сальдо писал в фейсбуке, как вместе с другими горожанами пытался помешать «этим придуркам» провести в парке Славы «референдум о провозглашении "ХНР"».

«13 марта, в день освобождения Херсона, горожане всегда приносили цветы к мемориалу Славы, — написал Сальдо. — И в этом году мы планировали соблюдать добрую традицию. Но накануне, в субботу, появилась информация о том, что в парке Славы планируется проведение какого-то референдума о провозглашении "ХНР". Называлось разное время: 10 и 12. Мы с нашей командой решили воспрепятствовать и сорвать такое мероприятие».

«Мы остались и жестко предупредили, выступив перед присутствующими что мы не позволим даже и речи вести о создании каких-то там ХНР, — продолжал политик. — Информационными технологиями хотят рассорить тех, кто не уехал. Я действовал в интересах родного города так, как я считал правильным в этой ситуации, конкретно на месте возможной провокации. Я не предал свою душу, моя душа — Херсон, а Херсон — это Украина».

Горожане теперь негодуют в комментариях под этим постом: «А теперь что скажете? Не стыдно перед херсонцами? Продали город за 30 сребреников?».

На митинге 21 марта российские военные ранили шестерых протестующих, сообщал паблик «Хуевый Херсон». О том, что с каждой неделей людей на акциях разгоняли все жестче, «Медиазоне.Беларусь» рассказывали и две местные жительницы:

«На первом митинге было более пяти тысяч человек. С каждым разом — все меньше и меньше. Потом начались жестокие разгоны, вот когда было шесть раненых, пенсионеру ногу прострелили. Светошумовые гранаты начали бросать», — говорили они.

Никита Олешко тоже ходил на митинги в Херсоне: «Собирали по 5-10 тысяч человек, — говорит он. — А на их раздачу гуманитарки приходили только бомжи, алкаши и их подставные клоуны, которых они [российские войска] привозили автобусами».

Видела «массовку» на митингах и Анастасия Закрасняная: «Это было смешно: город не такой уж огромный, почти всех людей ты знаешь, — говорит она. — Они [российские войска] их привезли, чтобы дать им в руки свои флаги и снять сюжет о том, что мы [херсонцы] все время ждали Россию, чтобы она нас спасла и освободила».

В результате мартовских обстрелов города были разрушены около 70 домов в городе, сообщал Колыхаев. Жертвы среди мирного населения тоже были.

Погибший тренер Юрий Мельник. Фото: инстаграм @iurii_melnyk

«Изначально [выстрелы] были слышны в области, но в первых числах марта они [российские войска] были в городе и пострадало много людей — в том числе наш друг, — говорит Анастасия Закрасняная. — Он отвел семью в бомбоубежище и пытался вернуться за продуктами. Они обстреливали в тот момент дома у нас на Таврическом районе — и или осколок, или само вот это вот… попало в него и его остатки родители собирали в мешок, так как неделю еще не могли похоронить. Его звали Юрий Мельник, он был тренером футбольной команды "Шахтер"».

Гуманитарная помощь в город поступает только из Крыма, но большинство местных отказывается ее брать, продолжает она: «Сейчас в Херсоне нет продуктов и медикаментов, которые делает Украина. Выходишь на рынок — а там товары Крыма, полностью все: таблетки, еда, продукты. Плюс они [российские войска] вывозят наши продукты из областей — зерно, огурцы, помидоры».

Сообщение о решении «пополнить фонд сельскохозяйственной продукции за счет поставок из Украины» появилось на сайте Заксобрания Красноярского края 27 апреля, однако позже его удалили. Копия страницы доступна в веб-архиве.

«Горожане ходят, делятся своими продуктами, чтобы не брать российскую гуманитарную помощь, которую нам пытаются навязать из Крыма, — еще в начале марта рассказывал "Настоящему времени" журналист Константин Рыженко. — Но если в ближайшее время не решится ситуация с доставкой продовольствия и гуманитарными конвоями, то город ждет голод и части оккупированной области тоже, потому что люди категорически не хотят брать крымскую гуманитарку и заявляют, что готовы, скорее, голодать, чем ее брать».

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке