Иллюстрация: Арина Истомина / Медиазона
По Конституции президент России имеет очень широкие полномочия, в том числе издавать указы. В отличие от законов, они могут быть секретными и вступать в силу немедленно. Эти документы касаются двух тем, особенно актуальных во время войны: кадровых перестановок в силовых структурах и награждений.
«Медиазона» изучила, как в течение 20 лет менялась доля секретных указов, и обнаружила, что в период «специальной военной операции» она стала рекордной.
Погибших на войне с Украиной солдат обычно награждают Орденами Мужества посмертно. Из более чем 1700 изученных «Медиазоной» публикаций о гибели этот орден упомянут почти в 600 случаев. Мы не нашли какой-то закономерности в этих награждениях, поэтому предполагаем, что посмертную награду получают почти все — но не всегда об этом упоминают публично, особенно если речь идет о постах родственников.
Как писал журнал «Коммерсант Власть», Орден Мужества — самый массовый орден современной России: в 2014 году число его кавалеров превысило 80 тысяч человек. Указы о награждении подписывает глава государства, документы время от времени публикуются на сайте Кремля — но только если речь идет не о военных, а о спасателях, полицейских или нацгвардейцах.
Практике награждать военных и особо приближенных к президенту людей секретными указами уже больше 20 лет — например, как писал в 2009 году журнал «Совершенно Секретно», большая часть звезд Героя России за обе войны в Чечне была выданы непублично. Точно так же в 2015 году получил орден Святого Георгия начальник Генштаба Валерий Герасимов. Это касается и награждений по чувствительным для власти темам — например, тайно получили медали журналисты, освещавшие крымский референдум в нужном для Кремля ключе.
Закономерно, что и участников войны в Украине награждают непублично: во-первых, в этих документах есть личные данные, во-вторых — они могут раскрыть реальные потери, которые для мирного времени и для времени «специальных военных операций» засекречены.
«Медиазона» обнаружила упоминания таких секретных указов:
Судя по порядковым номерам этих документов, с начала войны практически каждый второй указ Путина не был опубликован — это рекорд с 2002 года.
На графике заметно, что во время «специальных операций», за исключением пятидневной войны в Грузии, доля секретных указов стабильно растет: так было во время Первой и Второй чеченских войн, Крыма и Донбасса; это же повторяется и сейчас.
Маловероятно, что все эти указы связаны именно с награждением погибших и с потерями: по закону, не публикуются акты, которые «содержат государственную тайну или сведения конфиденциального характера». Социолог Кирилл Титаев, подметивший тенденцию на засекречивание указов президента в 2019 году, писал, что «сведения конфиденциального характера» — очень расплывчатая формулировка.
«Заставляет задуматься не сам факт непубличности отдельных актов, а то, сколько решений президента по ключевым вопросам (для мелочей есть распоряжения) оказываются невидимыми для общества», — писал Титаев.
Редактор: Дмитрий Трещанин
Текст: Максим Литаврин
Данные: Сергей Голубев
Инфографика: Давид Френкель
Обновлено 21:00 5 мая 2022 года. Добавлена информация о секретном указе, упомянутом администрацией Гатчинского района Ленинградской области.
Обновлено в 01:00 8 мая 2022 года. Добавлена информация о секретных указах, упомянутых правительством Крыма и военкомом Белогорского района Карелии, а также о награждении погибших в Сирии в 2018 году.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке