Пост‑арест. Что известно об уголовном деле против адвоката Талантова
Елизавета Нестерова
Пост‑арест. Что известно об уголовном деле против адвоката Талантова

Адвокат Дмитрий Талантов у Мосгорсуда, 4 октября 2021 года. Фото: Иван Водопьянов / Коммерсант

Утром во вторник был задержан президент адвокатской палаты Удмуртии Дмитрий Талантов. Он едва успел сообщить через соцсети, что его заковали в наручники и везут в Следственный комитет по Удмуртской республике. Вечером того же дня адвоката этапировали в Москву. Против Талантова возбудили уголовное дело по статье о «фейках» про армию — поводом для возбуждения дела стал апрельский пост в фейсбуке о действиях российской армии «в Харькове, Мариуполе, Ирпене, Буче», за этот пост адвокату грозит до 10 лет. Черемушкинский районный суд Москвы арестовал Талантова до 21 августа.

Уголовное дело

Утром 28 июня СК по Удмуртии провел четыре обыска в рамках уголовного дела против адвоката Талантова: один в частном доме, где проживает Талантов, два у родственников адвоката и четвертый — в офисе адвокатской палаты, которую возглавляет Талантов.

Обыск в частном доме Талантова санкционировал Черемушкинский районный суд Москвы, при этом судья Сергей Хомяков запретил следственной группе изымать и копировать материалы адвоката по делам его доверителей, потому что «следственные действия не должны нарушать адвокатскую тайну».

После обыска Талантова задержали. «Прошу сообщить всем о задержании моем. С трудом пишу, [пока] не видят [сотрудники] СК по Удмуртии. Я в наручниках», — написал Талантов в фейсбуке.

Правозащитное объединение «Первый отдел» выяснило, что оба понятых, бывших на обыске в доме Талантова, связаны с силовыми структурами. Первый понятой — Борис Токиев, бывший начальник дознания, писал для газеты «Петровка, 38» рассказы о людях, обратившихся в полицию. В 2002 году его осудили на два года по статье «Фальсификация доказательств».

Второй понятой — Михаил Сенькин, тиктокер под псевдонимом Гриша Бигудинский. С помощью GetContact «Первому отделу» удалось выяснить, что Сенькина в телефонные книги записывали так: «Мишаня (бармен из МВД)», «Миша, столовая УВД», «Миша барыга».

Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что 3 апреля Талантов сделал репост публикации с фотографией пожилого мужчины на Красной площади с плакатом: «Украине — мир. России — вменяемость, ужас, стыд, покаяние. Путину — ад». Репост он сопроводил словами: «А как по другому после фотографий и видео от Харькова, Мариуполя, Ирпени, Бучи??? Это уже не фашизм — это крайние нацистские практики!Если после этого большинство из моих соотечественников будут поддерживать убийцу Пу и его шоблу — я лично отказываюсь признавать их за людей. У людей есть свойство сострадания. А эти — просто тупая и злобная мразь». За этот пост адвокату грозит до 10 лет.

Правозащитное объединение «Первый отдел» пишет, что следователь, который ведет дело адвоката, звонил родственникам Талантова и его коллегам по палате и приглашал на допрос. После звонка один из защитников Дмитрия Павел Биянов набрал этот номер, чтобы выяснить, куда увезли Талантова. Следователь сказал, что звонящего не знает, ничего говорить не будет, поскольку не обязан, но телефон защитника «на всякий случай» запишет. Также «Первый отдел» предполагает, что поводом для возбуждения уголовного дела мог послужить «донос»: в апреле Талантов разместил на своей странице в фейсбуке пост, где назвал действия российской армии в Мариуполе, Ирпене и Буче «нацистскими практиками». После этого блогер Роман Скоморохов из ресурса «Военное обозрение» написал на Талантова заявления в ФСБ и СК.

Уголовное дело возбудило следственное управление СК по Юго-Западному округу Москвы. Следствие решило, что Талантов разместил материалы «с заведомо ложной информацией об использовании вооруженных сил РФ на территории Украины в г. Ирпени и Буче, отождествляя их с идеологией фашизма и нацизма, тем самым возбуждая ненависть и вражду по отношению к социальной группе (вооруженные силы РФ) по политическому и профессиональному признаку».

«Ведет антироссийскую деятельность, обещает выгнать всех из адвокатуры, кто поддерживает свой народ, армию РФ, и решения президента»

Дмитрий Талантов не так давно стал одним из защитников журналиста Ивана Сафронова по делу о госизмене. Изначально это дело вел адвокат Иван Павлов, но в отношении него тоже возбудили уголовное дело, якобы за разглашение данных предварительного следствия. Талантов рассказывал о том, как следствие по делу Сафронова препятствует работе защитников. Кроме того, Талантов известен своими антивоенными высказываниями.

В конце апреля адвокат писал, что к нему домой «приходил по доносу участковый с собакой» — в администрацию Удмуртской Республики направили обращение о том, что адвокат «ведет антироссийскую деятельность, обещает выгнать всех из адвокатуры, кто поддерживает свой народ, армию РФ, и решения президента РФ».

По словам Талантова, «донос текстуально почти совпадает с постом адвокатки Виолетты Волковой», хотя «номинальной доносчицей» указана не она. Женщина оставила в обращении свои контакты, но Талантову не удалось до нее дозвониться. Этот инцидент тоже упоминается в материалах уголовного дела, чтобы подчеркнуть, что адвокат в ходе опроса отказался удалять пост.

Глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков говорит, что «пока нет оснований считать, что преследование связано с адвокатской деятельностью» Талантова.

«Уголовное дело связано с высказываниями про войну в Украине. Есть корневые дела, возбужденные в центральном аппарате Следственного комитета по событиям в Буче и Краматорске. И эти уголовные дела были возбуждены в марте и связаны с распространением "недостоверной информации" об этих событиях. В рамках расследования этих дел они находят конкретные публикации, возбуждают дела и выделяют отдельные эпизоды для расследования в Москве. Большинство дел по части 3 статьи 207 расследуется именно в Москве», — говорит Павел Чиков. Неясно, по какому критерию выбираются публикации и фигуранты, в отношении которых возбуждаются уголовные дела, добавляет правозащитник.

Талантов — первый адвокат, против которого возбудили уголовное дело по статье о «военных фейках». Недавно по административной статье о «фейках» про армию составили протокол на адвоката Марию Бонцлер в Калининграде: ее оштрафовали на 60 тысяч рублей за два выступления в суде. В обоих случаях адвокат защищала задержанных на антивоенных акциях. Протоколы на Бонцлер составили из-за нескольких фраз о вторжении в Украину: «Россия напала на Украину» и «Непонятно, что делает наше государство. Напало на 16 областей Украины. Для чего?».

«Талантов достаточно критичный к российским властям. Очень давно он критичен по отношению к Федеральной палате адвокатов, к федеральным властям, к политике как до Украины, так и во время Украины. То есть, грубо говоря, изменилась не риторика Талантова, изменилось отношение властей к определенным событиям. И то, что раньше проходило без последствий, в этот раз, очевидно, эти последствия вызвало. Связано ли это с его профессиональной адвокатской деятельностью? Пока у меня уверенности нет», — считает Павел Чиков.

Адвокат Иван Павлов, наоборот, почти уверен, что преследование Талантова связано с его профессиональной деятельностью: «Талантов был сейчас на слуху, доставлял очень много беспокойства своим процессуальным оппонентам. Как только он вошел в дело, наши процессуальные оппоненты пытались выбить его [из дела] и воздействовали. И были конфликты, которые наводят на мысль, что все-таки все это связано друг с другом. Эта атака, которая сейчас идет на Талантова, она связана с его профессиональной деятельностью. Я знаю, что он занимался не только делом Сафронова, но у него был ряд антивоенных дел, которые он вел у себя в Удмуртии. И к тому же, понимаете, его судят за слово. А слово у адвоката — это единственное оружие. И единственное средство производства. Поэтому, конечно, я вижу в том, что происходит с Дмитрием, атаку на адвокатские права».

Адвокат Евгений Смирнов говорит: «К сожалению, на протяжении последних лет наши судебная и правоохранительная системы перестали понимать роль адвоката в деле, зачастую ассоциируя адвоката с его подзащитным. Если ты защищаешь вора, то значит, и адвокат там какой-то нечистый на руку. Если адвокат защищает Сафронова, обвиняемого в государственной измене, то значит, и сам адвокат наверняка должен быть замешан в связях с какими-то иностранными спецслужбами. А сейчас, когда фактически в стране введена военная цензура и карт-бланш на преследование людей по так называемым антивоенным статьям, то вот эта ассоциация адвоката с его подзащитными заработала на полную катушку. Адвокаты, которые защищают людей по этим новым статьям, находятся в особой зоне риска. Сейчас очень сложно найти адвоката, который готов выступить в защиту людей, обвиняемых по таким вот статьям, даже по административным делам. Потому что адвокаты начинают бояться, что те нормы закона об их неприкосновенности просто не работают. В случае с адвокатом в законе прямо написано, что адвокат не может быть привлечен ни к какой ответственности за те слова, которые сказал в защиту своего доверителя в судебном заседании». По словам Смирнова, есть группа защитников, которая, несмотря на риски, брала дела антивоенных активистов. Одним из таких адвокатов был Дмитрий Талантов.

Третий адвокат Сафронова

Федеральная палата адвокатов пока очень сдержанно прокомментировала уголовное дело Талантова: «Федеральная палата адвокатов предпринимает усилия для получения официальной информации о причинах и основаниях задержания и настаивает на безусловном соблюдении всех предусмотренных законом правил и процессуальных гарантий в отношении коллеги». Адвокат Иван Павлов считает, что у адвокатской палаты есть рычаги давления на систему, но ФАП не пользуется своими возможностями, чтобы заступиться за коллегу: «Кстати, если задержки государственных выплат по работе по назначению слишком долгие, адвокаты могут пригрозить забастовкой. И тогда власти идут на попятную и начинают изыскивать средства, выплачивать, договариваться. Но адвокатура еще пока ни разу не говорила о забастовке, потому что нарушаются адвокатские права или кого-то из лидеров посадили».

Зато Дмитрия Талантова поддержала британская группа Pet Shop Boys. В своих соцсетях музыканты разместили текст со словами поддержки, в котором говорится, что Талантов «защищает журналиста, обвиненного в госизмене», и цитируется пост адвоката о взрыве в Кременчуге.

Адвокат Карина Москаленко написала в фейсбуке: «Позорные псы!!! Вчера вечером, выступая здесь, в Женеве, перед Комитетом по правам человека ООН, я в полный голос заявила о преследованиях российских адвокатов. И члены комитета предложили мне представить точные факты преследования адвокатов в России. Сегодня же мы приготовим сообщение по аресту адвоката Талантова для КПЧ ООН. Уже десятки адвокатов выразили желание подписать это экстренное заявление для Офиса Верховного комиссара ООН. И начинаем готовить срочный доклад о преследованиях адвокатов в России».

Адвокат Евгений Смирнов считает, что «вывод адвоката из профессии», пусть и временный, очень негативно скажется как на подзащитных Талантова, так и на работе адвокатской палаты, президентом которой он является. «Адвокатская палата должна защищать члена своей корпорации вне зависимости от того, что он сделал. Защита — это не равно отмазывать от какой-либо ответственности. Защита — это оказание квалифицированной юридической помощи и какие-то коллективные действия адвокатов. И я лично рассчитываю, что Федеральная палата адвокатов будет защищать Талантова. Региональная палата, президентом которой он был, уже активно со вчерашнего прямо утра вступила в его защиту. Они присутствовали на всех обысках. И, знаете, чувствуется, что Талантов был в той палате действительно тем, кого избирали адвокаты», — говорит Смирнов.

По мнению Смирнова, Талантова именно поэтому увезли судить в Москву, в другой регион: «Следствие сделало все для того, чтобы забрать Талантова из того региона, в котором он работает. Это тоже лишний такой сигнал о том, что они боятся, чтобы его дело рассматривалось в регионе, которому он отдал жизнь, в котором проработал многие годы. То есть они боятся и поддержки, и уважения среди, видимо, местных правоохранительных органов, судебной системы и местных коллег. Поэтому забрали в Москву под пока совершенно непонятным предлогом».

Евгений Смирнов — предшественник Талантова в защите журналиста Ивана Сафронова. Как и первый адвокат Сафронова Иван Павлов, Смирнов вынужден был прекратить защиту Сафронова в суде и покинуть страну. Смирнов уехал из России, когда заметил, что за ним ведется слежка. «Глубокий опыт работы по таким делам всегда подсказывает, где находятся вот эти красные флажки, за которыми уже последует что-то непоправимое. Вот я прямо увидел перед своим носом, когда за мной стали постоянно следить, посещать мои номера в гостиницах. Посовещавшись, в том числе с подзащитными, в том числе с Сафроновым, было принято такое решение, что кто-то должен находиться не в стране, чтобы делать другую работу для дела», — объясняет Смирнов. В случае ареста Талантов будет уже третьим адвокатом Ивана Сафронова, который теряет возможность защищать журналиста в суде.

Связано ли уголовное преследование Талантова с делом Сафронова, Смирнов пока затрудняется ответить: «Мне кажется, здесь все сошлось воедино. И преследуют человека за его личное мнение, и преследуют не просто человека — преследуют адвоката. А любое преследование адвоката, особенно избрание ему какой-то суровой меры пресечения — это, конечно, будет запрет на профессию. И это повлечет серьезные проблемы для его доверителей. Как мы знаем, Талантов защищает Ваню Сафронова. Защита сейчас на том этапе, когда уже в суде идет представление доказательств стороной защиты. И Талантова задерживают как раз перед важными судебными заседаниями, где в том числе он планировал представлять доказательства невиновности».

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке